В Советском Союзе секса не было. И это породило множество проблем для людей, выросших при советском строе. Женщина тогда имела право быть только матерью и труженицей. Быть просто женой, или, упаси Господи, любовницей – это было нарушением всех моральных норм и правил. Только работающие женщины имели право считаться реализованными в жизни. Дети у них, конечно, появлялись, но, напоминаю, совершенно без секса и как бы между делом. Женщинам некогда было заниматься их воспитанием. На работу они выходили практически сразу после рождения ребенка. Знаю массу примеров, когда новорожденные дети оставались дома под присмотром старших детишек или даже соседей, а мать вынуждена была работать в колхозе. Хорошо, если были бабушки-дедушки, готовые позаботиться о малышах, в противном случае ребятишки сдавались в круглосуточные ясли. И если даже ясли были не круглосуточными, все равно родители видели своих детей лишь в перерывах между партсобраниями и выполнением пятилетки в четыре года.
Но вернемся к сексу. Мужа, бросившего жену, разбирали в профкоме, а если он был партийным, то и в парторганизации. Изменник коварный мог и партбилет на стол положить, что было равнозначно концу карьеры. Поэтому, чтобы не наживать себе проблем, многие предпочитали жить с женами-труженицами и, может быть, где-то в самом строжайшем секрете заниматься тем, чего в Советском Союзе не было. При этом варианта было два – либо найти морально неустойчивую женщину, но таких было мало; либо опять влюбиться и все же получить проблемы на свою голову. Проблемы в виде страдающей совести и, в конце концов, внебрачного ребенка с матерью-одиночкой, которая потом, чтобы вырастить этого ребенка, с головой уходила в работу, полностью становясь женщиной-матерью и женщиной-труженицей.
Но ведь в семьях, в которых секса не было по умолчанию, росли дети. И вырастали в полной уверенности, что секс – это грязно, гнусно и пошло. И быть его не должно. Моя одноклассница, выросшая, кстати, в полной семье - с отцом и матерью, искренне уверяла меня в десятом (!) выпускном классе, что дети рождаются от поцелуев.
Все это происходило в массовом порядке и, безусловно, сказывалось на состоянии общества. Конечно, природа брала свое, и практические навыки в сексе все рано или поздно приобретали. Однако полное отсутствие теоретических знаний и моральное табу, наложенное обществом и государством, делали свое дело.
Но, с другой стороны, видимо, есть свои плюсы в том, что молодежь тех лет не чувствовала себя настолько свободно в сексуальной сфере, как сейчас. Сейчас секс у нас есть. Сколько хочешь, где хочешь, с кем хочешь, как хочешь. Нет запретов, есть поощрения. Молодежь подкована теоретически – хочешь, читай подарочное издание «Камасутры» на мелованной бумаге с цветными иллюстрациями, хочешь – просто изучай содержимое порносайтов – дешево и сердито. Можно все, всем, всегда. Появилось даже современное выражение: «секс – еще не повод для знакомства».
С сексом сейчас проблем нет. Сейчас проблемы с другим. Лично мне кажется, что с душой.
Если в Советском Союзе не было секса, то в сегодняшней России нет души. Исторические выражения, пословицы об этой аморфной инстанции еще сохранились, причем, в огромном количестве: как Бог на душу положит; от всей души; без души; нет ни души; отдать Богу душу; душа нараспашку; сделано с душой; поговорить по душам, задушевная беседа; душевный человек и так далее, и так далее, и так далее…
Эти выражения благополучно пережили 70 лет безбожной власти советов, их без тени сомнения употребляют атеисты и ученые-физики, которым до сих пор, несмотря на огромное желание, не удалось увидеть и потрогать эту самую душу. То есть, язык народа явно свидетельствует о том, что в недалеком прошлом душа была востребована, и все самое хорошее и светлое ассоциировалось именно с душой. Но сейчас понятие души задвинуто на задний план, о ней не принято говорить, люди не слышат ее. Они слушают разум и тело. А известное выражение опять же гласит: «Разум кричит, душа шепчет».
Разум сейчас кричит о нехватке денег, о жилищных проблемах, о престарелых родителях или о малолетних детях. Тело в молодости нагло вопит о сексе, в старости отчаянно кричит о потерянном здоровье. Душа же во все периоды жизни изо всех сил пытается рассказать своему владельцу – как добыть денег, как решить проблемы, как вернуть здоровье. Но ее тихий голос, как правило, остается неуслышанным, разум и тело его заглушают.
Недавно довелось наблюдать картинку, в которой, на мой взгляд, явно видно отношение наших современников и к сексу, и к душе.
Идут две молодые девушки. Навстречу нетрезвый парень. Одна из девушек ему знакома. Вторая - нет. Незнакомка ему явно приглянулась.
- Как зовут твою подружку? - спрашивает у своей знакомой.
- Аделя, - обращается он уже ко второй девушке заплетающимся языком, - пойдем, выпьем!
Вот так, ни здрасте, ни до свидания, ни давай познакомимся, нет, пойдем, выпьем, ты мне понравилась, развлечемся. Наверняка он считает себя секс-гигантом, не сравнимым ни с кем. А что у него за душой? Скорее всего, пустота. И таких много. Вышеупомянутая Аделя, как и можно предположить, отказалась идти выпивать с ним. Но он был настойчив, и они долго беседовали. Возможно, откажется она и от второго его предложения, и от третьего. А потом ее разум может решить, что это норма. Ну и что, что он пьян? Зато он ею заинтересовался. Завтра протрезвеет. Да и где они, те, которые лучше? И потом, все так делают, не сложится с ним, будет другой… И, хотя душа будет сопротивляться и шептать ей: «Нельзя, Аделя, он испортит тебе жизнь, от него родятся нездоровые дети», она все-таки пойдет и выпьет с ним.
Наверное, так проще жить - не прислушиваться к себе, делать так, как показывают в телевизионных передачах, ориентироваться на героинь глянцевых журналов, меняющих бойфрендов, как перчатки. Молодежь рвется на большие экраны и проходит кастинг, чтобы заняться сексом практически на глазах у всех. Так почему бы ни быть такими, как они?
Но, наверное, не всегда то, что проще и что делают окружающие – правильнее. И, наверное, не зря пришли когда-то к классику слова: душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь.