Решил продолжить тему, поднятую в статье Светланы Гафуровой «Вернется ли физкультура в общество Башкортостана?», но под несколько другим углом зрения.
У нас в республике со дня её становления прошло немало экспедиций фольклорного характера. Учёные мужи различного уровня и разной технической оснащённости изучали и записывали в аулах и городах традиции народа и его быт, легенды и сказки, пословицы и поговорки, песни и пляски...
Может, я и не прав, но на моей памяти не встречались сведения об изучении детских и юношеских игр и забав. А ведь это целый пласт культуры народов, населяющих республику. Мне кажется, надо бы не просто изучить то, что ещё осталось в памяти старших поколений, но может и поставить серию документально-игровых фильмов на эту тему. Это становится крайне необходимым ввиду того, что нынешнее молодое поколение значительно меньше времени проводит на улице в групповых играх, а значит, забываются правила тех игр, в которые мы играли в детстве. А ведь в разных местностях были отличия в правилах одной и той же игры.
Нынешние дети в большей степени играют в компьютерные игры. Возможно, от этого развивается ум, реакция, но мышцы, здоровье страдают. Более того, совместные игры приобщали детей к чувству локтя, к общению и дарили то, что можно назвать чувством коллективной гордости, сплочением. Может, потому наши солдаты и победили технически превосходящего врага, что умели постоять друг за друга, т.к. в таких играх, как, допустим, «казаки-разбойники», оценили поговорку «сам погибай, но товарища выручай».
В моей молодости были распространены самые разные дворовые игры, начиная с таких простых, как салки, прятки, и кончая сложными, как городки, лапта… Вот какое высказывание я отыскал в интернете об игре в лапту, но оно относится и ко многим другим командным играм. О лапте восторженно писал А. И. Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Я усердно рекомендую эту русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!»
Вроде бы простая игра прятки, а сколько разных вариантов у неё, даже в одной деревне мы договаривались играть, то так, то по-другому. Например, игра может начинаться с простого счёта, допустим, до 60. Водящий, повернувшись к стене дома или стволу дерева, да ещё прикрыв руками лицо, громко считает до 60, а остальные за это время прячутся. Но уже в это время начинаются мухлёвки. Кое-кто из водящих может, словно случайно, перескочить на десяток цифр, в надежде, что прячущиеся в спешке не заметят этого и не успеют спрятаться далеко. А некоторые водящие с этой целью считали такой скороговоркой, что им бы мог позавидовать зенитный пулемёт. Досчитав до конца, водящий выкрикивал: «Я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват! Кто за мной стоит, тот три года мается!» Если последнее предложение не выкрикивалось, то какой-нибудь хитрюга мог стоять за спиной водящего и едва тот начинал разворачиваться, хитрец проскальзывал к палочке-выручалочке, хватал её и, стукнув об стенку, торжествующе кричал: «Тук-тук, выручен». Но если слова произносились, то уже ему приходилось водить (маяться).
Но вначале с помощью считалки определялся водящий (мающийся). Например, хорошо запомнилась часто употребляемая считалка»:
«На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич…» и т.д.
Поскорее говорить надо было, чтобы человек не мог в уме быстро просчитать, на ком остановится счёт. Например, он говорил «королевич», водящий начинал счёт и тот, на ком он останавливался со словом «королевич», становился «мающимся», т.е. шёл к стене отчитывать. Или другая распространённая считалка:
«Один, два, …десять,
Вышел новый месяц,
А за месяцем – луна,
Чёрт повесил колдуна,
Колдун долго не висел,
Ветер дунул – он слетел».
Помню, как на моих глазах эволюционировала одна из считалок:
«Раз, два, …пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой-ой!
Умирает зайчик мой».
Палец водящего остановился на том, кто мается.
Но в следующий раз (при другом числе играющих) считалка закончилась на том, кто считал, и тогда он вдруг продолжил новую для нас считалку дальше:
«Я его кладу в карман и несу домой,
Бросил в печку головой,
Оказалось – мой зайчишка живой!» и тогда палец указал на другого игрока.
Вот считалка, обучавшая алфавиту:
«А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, -
А баба едет на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О –
Зайка, кинься мне в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Хрюша тянет за уши порося.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Ценен эпидермис человека и бесценна щучья чешуя!»
То есть детские игры не только развивали качества коллективизма, взаимовыручки, анализа действий других людей, но также постепенно развивали познания детей. Вначале бессознательно ребёнок повторял, иногда непонятые, слова, а позже, из любопытства, выяснял их значение.
Многие игры были общими и для мальчиков, и для девочек, но вот в «классики» почему-то преимущественно играли девочки. А как некоторые девочки прыгали долго-долго через скакалки, это для меня, неуклюжего, уже вообще было непостижимо. А ведь те девочки, благодаря таким играм, став взрослыми женщинами, наверняка, легче рожали, чем современные «домашние» воспитанницы.
Кстати, хорошие педагоги использовали стремление детей играть в своих целях. Помню, читал в одной книге рассказ об одном из учителей немецкого языка. Подобно мне, многие ребята, особенно не обладавшие хорошей памятью, не любили эти уроки. Но учитель использовал распространённую в наше время игру на уроках переписываться друг с другом и незаметно передавать записки по назначению. Учитель официально разрешил игру в «почту», но с одним условием, писать записки только на немецком языке. Если бы у нас ввели такое, я бы, кровь из носа, но выучил немецкий. Одно дело, когда не можешь ответить учителю, а другое – красивой однокласснице. Вот и стали ребята в той школе отличными знатоками немецкого языка.
Гиподинамия стала бичом нашего времени. Что поделать, отрицательное влияние прогресса. Думаю, что в наше время, когда ребята всё больше становятся домоседами, надо не просто увеличивать часы уроков физкультуры, тем более, аэробики, а расширять их с помощью общих игр, командных соревнований. Надо вывести ребят на уровень жизни человека, а не ленивца. С одной стороны, это спасёт от болезней, а с другой - оторвёт от дурного влияния компаний, ребёнку ничего не дающих, кроме пофигизма, а то и ещё чего хлеще.