- Съезди в Ульяновск. Там самолет покупают. Надо написать и пофотографировать, - дал поручение шеф.
«Самолет, Волга-матушка, русская дорога... - влезла в голову мысль, - хоть от компьютера отдохну».
Поехал. По дороге наслушался от матерого спеца авиакомпании «Башкортостан», фаната авиации, Ильяса Миргазетдинова, про то, насколько этот самолет уникальный.
Diamond DA42M-NG сам по себе небольшой – размах крыла 13,42 метра. Но он настолько крутой, что его даже военные Великобритании используют для наблюдения. Поднялся в воздух, издали снял нужный объект, например, базу террористов, в подробностях, вплоть до человеческого лица,– и обратно. Они даже и не увидят. Кстати, и на радаре гораздо трудней заметить, чем другие самолеты, ибо металлических составляющих мало – в основном карбон и композитные материалы. Только двигатели и еще кое-какие небольшие детали из различных стальных сплавов.
Этот самолет, по словам Ильяса Миргазетдинова – практически вечный. Ухаживаешь, двигатели обслуживаешь, ремонтируешь меняешь, если уж совсем срок их истек, плюс по мелочи еще что-то делаешь - и все. Основа очень прочная, долговечная и коррозии не подвержена.
И самое главное – надежность. Один двигатель откажет – можно спокойно лететь на втором. Есть и система, позволяющая не бояться условий ограниченной видимости. При помощи этой системы пилот в любую погоду видит окружающую местность на мониторе.
Двигатели тут на основе дизельных, мерседесовских. Производители покупают их у компании в автомобильной комплектации. Все, кроме основы, снимают. И делают новый, который называется уже Austro Engine AE 300. Почему бы сразу не покупать только основу? Все просто: «мерседесовцы» не хотят переделывать конвейер под запросы авиапроизводителей.
Интересно, что пара движков по 170 лошадиных сил работают как на авиационном керосине, так и на дизельном топливе. Написано, что и на смеси этих двух видов в любых пропорциях тоже можно летать. Но, уверен, что в такую дорогую технику лучше лить только самое хорошее, без малейших экспериментов.
Главное в этом самолете расположено в большом носовом отсеке. Туда можно устанавливать дорогущую аэрофототехнику, либо оборудование для лазерного сканирования поверхностей. Эти блоки также закуплены и будут поставлены в Россию в течение ближайшего времени.
Необычность данного самолета, выделяющая его из общего ряда одноклассников и делающего уникальным, в том, что аэрофототехнику очень легко менять на оборудование для лазерного сканирования поверхностей. Инженеры открывают отсек, меняют один блок на другой – и можно лететь дальше, выполнять другие задания. Две функции вместо одной – это сразу делает самолет гораздо более востребованным на рынке авиауслуг.
Когда представители авиакомпании «Башкортостан» потребовали у представителей австрийской компании Diamond Aircraft Industries подобного новшества, последние были удивлены и пытались отнекиваться.
- Для них это было, как космос, из разряда фантастики, - не без гордости поделился с «ОЭГ» генеральный директор авиакомпании «Башкортостан» Евгений Сюкрев, - они нам говорили, что никогда такого не делали. Но мы тут же познакомили их с поставщиками оборудования из Израиля, и инженеры смогли решить все проблемы общими усилиями. В итоге второго такого разнофункционального самолета среди одноклассников в России больше нет. Только у нас. Мы уже участвуем в различных тендерах в нашей стране и за рубежом и, конечно, надеемся выиграть их. Сейчас надеемся в течение 15-20 дней разрешить все таможенные дела и начать использовать самолет.
В каких именно тендерах участвует компания «Башкортостан» – коммерческая тайна. Но авиационные специалисты уверенно говорят, что такой легкий разнофункциональный, потребляющий мало топлива и, соответственно, дальше летающий и способный больше находиться в воздухе самолет легко обойдет конкурентов, так как выполнение миссий потребует меньших затрат. Все другие самолеты, которые выполняют те же задачи, имеют бОльшие размеры и, соответственно, их услуги будут стоить выше.
Что может делать этот самолет? Очень многое. К примеру, составлять подробные карты, сканировать дороги и окружающие из постройки, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередач и другие объекты.
Кабина рассчитана на четырех человек, но в башкирском Diamond DA42M-NG, скорее всего, будет летать лишь два человека – пилот и оператор оборудования. Для таких самолетов очень важен небольшой вес, который позволит летать дальше и больше находиться в воздухе.
Почему самолет пригнали в Ульяновск, а не в Уфу? Потому что в Ульяновске есть техническая база для обслуживания подобных самолетов, а в столице Башкортостана пока нет. На родине Ульянова-Ленина уже летает похожая техника, но она гораздо проще и используется для обучения пилотов.
Из Уфы на встречу летающего чуда техники отправилась целая бригада самых разных специалистов. Они должны были улаживать таможенные формальности, к примеру, привязывать самолет за крылья и хвост, чтобы он в случае очень сильного ветра не повредился.
Сам аэропорт «Восточный», куда бравый австрийский пилот пригнал самолет через Украину – закрытая зона. И для того, чтобы туда попасть, всем нам пришлось сдавать паспорта и получать специальные пропуска.
И вот, наконец, улыбчивый австрийский пилот передает авиатехнику. Фотографирую его вначале с генеральным директором «Башкортостана», а потом с пилотом этой же авиакомпании. Самолет уже оформлен знакомой символикой – цветущим золотистым кураем, а также зелеными и синими цветами да надписями «Эйр Башкортостан», «Air Bashkortostan». Как говорится, все за ваши деньги. Кстати, самолет это недешевый – без спецоборудования он стоит около миллиона евро. С оборудованием – гораздо больше.
В кабину, к сожалению, попасть нельзя – таможенные запреты. Зато можно полюбоваться на красавца со всех сторон. Самолет впечатляет совершенством и законченностью форм, только нос для оборудования выглядит как тяжелый нарост. Размеры у Diamond DA42M-NG, конечно, скромные. Особенно на фоне базирующихся неподалеку гигантских грузовых Ан-124 «Руслан».
Для окончательной передачи нужно выполнить последние формальности – оторвать наклеенные австрийские номера и стальную табличку с ними же, а также удалить государственный флаг этой страны, под которым оказывается российский.
После, на дружеском ужине, слушал, как австрийский пилот хвалил купленный россиянами самолет. Он даже показал русскому пилоту и заодно мне, что нужно отключить, чтобы избежать попадания ракет типа «Стингер» с тепловым наведением. В ответ я рассказал ему, в каких городах России девчонки красивей и почему город, где мы находимся, называется Ульяновск.