Каким должно быть современное отечественное кино? Ведь фильмов сейчас слишком много! Каким фанатиком собственного дела надо быть, чтобы продолжать сегодня снимать киноленты — высокохудожественные, выстраданные сердцем, все-таки надеясь на то, что они найдут своего зрителя.
Наверное, фильмы должны быть такими, чтобы после просмотра человек не смог уже никогда забыть главных героев и перипетии их судеб. Чтобы, как после прочтения хорошей книги, человек, посмотревший фильм, уже не смог оставаться прежним, а стал каким-то обновленным, приобретая бесценный опыт новых эмоциональных переживаний и чувств.
Я никогда уже не смогу забыть героиню фильма Булата Юсупова «Тринадцатый раунд» в исполнении гениальной и прекрасной Рушаны Бабич, ее потрясающе сыгранную обреченность и жертвенность, свойственную именно нашим женщинам. Мать и жена, все отдавшая ради счастья близких людей, поступившая так, как именно она считала нужным для того, чтобы им было хорошо. Солгавшая во их благо и безропотно покорившаяся собственной безжалостной судьбе — страшной болезни, настигнувшей ее. Никого не винит она ни в чем, ни от кого не ждет спасения — и режиссер не устает показывать крупным планом эту прекрасную жертвенность ее женского подвига, без конца любуясь ее хрупкими руками и осунувшимся лицом. Плачущий в раздевалке спортивной школы ее сын, главный герой фильма Булата Юсупова, ничего не может сделать для своей матери, но, как истинный мужчина, он не сдается надвигающейся беде и начинает искать выход из создавшейся ситуации.
Но Булат Юсупов, как настоящий волшебник, а ими и являются, по сути, все кинематографисты, находит способ, как благодаря чудесному повороту событий сделать всех счастливыми.
На встрече с режиссером в Центральной городской библиотеке Булата буквально завалили вопросами, ведь впечатления от фильма, показанного в рамках библиотечного фестиваля «Библионочь-2013», были очень сильными.
«Как вам удалось так удачно передать переживания «простых людей» нашего времени?», «Над чем вы работаете сейчас?», «Как сложилась дальнейшая судьба артистов, сыгравших главные роли?» и даже «Как удалось вам, мужчине, так понять и проникнуть в самую суть извечной женской проблемы о непонимании и обреченности в отношениях между мужчиной и женщиной?» Все эти вопросы были важны для режиссера, на все он постарался ответить и на самой встрече, и потом, в кулуарах праздника, общаясь с разной публикой, запомнившей и полюбившей его творчество.
Заряд добра и света Булат передает и своим ученикам в «Киношколе». Мне посчастливилось посмотреть выпускные детские фильмы его воспитанников в кинотеатре «Родина». В чем-то — наивные, в чем-то — несовершенные, они надолго оставляют след в душе ощущением прикосновения к тайне. Интересно и волнительно наблюдать, как в детских сердцах рождаются первые яркие чувства и мысли о вечном — о жизни, о любви, о горе и неизбежных потерях, и как они воплощаются на экране в кадрах их первых «короткометражек».
Подтверждение моих слов — появление смешного и провокационного фильма Рины Гринберг «Дед» и успех фильмов питомцев «Киношколы» на самых разных кинофестивалях. Все эти фильмы отличает в первую очередь высокая духовность и искренность — а это самый «дорогой товар» в современном мире художественных идей.
Как снимать фильмы так, как их снимал Эльдар Рязанов? Его фильмы были всенародно любимыми и не стареют, не теряют своей прелести спустя столько лет. Одним из последних созданий Эльдара Рязанова был его потрясающий фильм «Небеса обетованные». Гениальная смесь трагикомедии, юмора и поистине шекспировские страсти в исполнении Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили и Валентина Гафта никого не могли оставить равнодушными. Эльдар Рязанов говорил в одном из интервью: «Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей». А значит, уходит и духовность.