Все новости
Культура
18 Июня 2013, 17:35

Уфимцы в роли заводных… апельсинов

Театр Доктора де Ламбера предлагает не просто взглянуть на постановку, здесь можно стать полноценным соучастником действа.

Фото Сергея Поздеева и Булата Бадамшина.
Фото Сергея Поздеева и Булата Бадамшина.

Заинтригованные названием известного романа Энтони Бёрджесса и его экранизацией Стенли Кубрика, мы спускаемся лицезреть перформанс театра Доктора де Ламбера на цокольный этаж Гостиного двора — в центр движения «Пространство».

Перед входом в зал всех останавливают люди в белых халатах с каменными лицами видавших виды циничных медиков. В их руках — регистрационные журналы.

— Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. На что жалуетесь? Аллергия есть? Вам сюда!

Зрителей/пациентов по одному провожают в сhill-out. Из-за двери, ведущей в зал, доносятся звуки девятой симфонии Бетховена. Высокий человек в белом пиджаке и жуткой белой маске открывает дверь: «Следующий!»

И тут зритель вправе принимать или не принимать правила игры, стать ее участником или развернуться и сбежать подальше от «современного искусства». Ведь театр Доктора де Ламбера предлагает не просто взглянуть на постановку, здесь предлагают стать полноценным соучастником действа, в котором обстоятельства заданы, а роли распределены, но как играть — решать только тебе.

Вовлечение зрителя в процесс является особенностью этого театра, и принцип интерактива — отличительная черта уличного театра, коим является театр Доктора де Ламбера, — остается в силе и в «комнатных» спектаклях.

Дальше все происходит как в кино. В темной-темной комнате с белым-белым экраном в хаотичном порядке расставлены стулья, на которых сидим мы, зрители. И странный холодок щекочет нервы внезапным осознанием, что не зрители и не пациенты, а подопытные, и ты — один из них! Ну, конечно! Алекс Лардж! «Заводной апельсин»! В предисловии к роману сказано, что слово «orang» значит «человек», а на английском языке «orange» — «апельсин». Заводные люди, лишенные права выбора. Автор перформанса Александр Карелин возводит идею до общечеловеческого масштаба: она среди нас, она повсюду. 

Вдруг загорается титрами стена-экран, не давая довести мысль до конца. А между рядами подопытных участников перформанса ходят люди в масках и белых халатах, то поправляя что-то, то раздвигая и задвигая шторы, то подсаживаясь совсем близко и наблюдая. Они среди нас.

Фотографии со спектаклей театра Доктора де Ламбера «Пачка сигарет», «Постфактум» и фестиваля уличных театров «Эндорфин».

Автор:Васильева Анна
Читайте нас: