Все новости
Короче
8 Июля 2013, 17:05

Короче, Little People

Фото автора.
Фото автора.
Харуки Мураками для меня – не просто модный японский прозаик. Это, скорее, писатель-волшебник, предоставляющий в мое распоряжение пухлые многотомные романы с удивительным содержанием. Если выразить творческую составляющую этого писателя в цифрах – то одна книга Мураками стоит, пожалуй, десятка творений других современных авторов. Столько там невероятных событий, настоящих эмоций и глубокого смысла, затрагивающих все аспекты человеческого бытия.
Свежий роман Харуки Мураками под названием «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» бьет в этом отношении все рекорды.
Коротко о сюжетной линии: девушка-киллер Аомамэ и начинающий писатель Тэнго попадают из обычного 1984 года в тысяча невестьсот восемьдесят четвертый, где на небе висят две луны (большая и маленькая), где Little People (маленький народец) обладает особой силой, и где связующим звеном между двумя одинокими душами является симфониетта чешского композитора Яначека.
Без пояснений, наверное, не обойтись, и поэтому – несколько слов о содержании романа. Все начинается с того, что писатель Тэнго знакомится с юной красоткой по имени Фукаэри, которая с трудом может выражать свои мысли после долгого пребывания в секте. В памяти девушки сохранилась особенная история про маленький народец – Little People. А быть может, это всего лишь фантазия юной чудачки - пока неясно. Воспоминание выглядит так: десятилетняя Фукаэри живет в горах, в какой-то общине, и присматривает за слепой козой. Все дети в коммуне выполняют какую-нибудь работу. Коза совсем старая, но для членов общины она олицетворяет некий Великий смысл, а потому нужно следить очень тщательно, чтобы коза не пропала. То есть, вообще не спускать с нее глаз. Так наставляют девочку взрослые изо дня в день. Но однажды она отвлекается по какому-то пустяку - и тут коза, как назло, подыхает. Девочку сурово наказывают, - ее поселяют в амбаре вместе с трупом козы. 10 дней и ночей, отрезанная от мира, девочка не должна возвращаться к людям. И тут начинается самое странное. Коза играет роль коридора, по которому на этот свет приходят Little People - человечки маленького росточка, не выше 60 сантиметров. Кто такие Little People, добрые они или злые, девочке непонятно. Но с наступлением ночи Little People переправляются в наш мир через труп козы. А с рассветом точно также отправляются восвояси. Девочка разговаривает с ними. Они показывают ей, как плести воздушный кокон.
История, очевидно, придуманная, но безумно интересная, - делает вывод Тэнго. А главное – она уже изложена на бумаге, пусть пока коряво и невразумительно. Тэнго (по заказу предприимчивого редактора Комацу) берется переписать и «облагородить» роман - и тем самым запускает цепь загадочных событий. Со временем Тэнго понимает, что Little People и воздушный кокон – не просто аллегория, а реальность. Так и случается - в новом параллельном мире, куда попадает Тэнго. Самое неприятное в том, что люди для Little People нужны для вполне определенной цели…
Четко «вылепленные» характеры - это одна из особенностей романов Мураками. Благодаря этому очень легко понять – почему привлекательная девушка, спортсменка и бывшая отличница Аомамэ то и дело убивает успешных предпринимателей, а по выходным, чтобы снять напряжение, знакомится и общается в барах с лысоватыми мужчинами под сорок. И почему Тэнго периодически падает в обморок, не разговаривает с родным отцом, а работу простого преподавателя предпочитает блестящей карьере.
Как и другие произведения Мураками, «Тысяча невестьсот» богат на детальные описания мельчайших событий жизни героев, их внешности и привычек. Они готовят рис, принимают душ, делают гимнастику, напиваются в компании случайных знакомых, занимаются сексом, смотрят на луну. Но при этом – чудовищно одиноки. Им приходится приложить невероятные усилия, чтобы позволить себе быть счастливыми. Сражаясь при этом не только с внешними, но и внутренними врагами.
На самом деле, здесь еще много таинственных сюжетных линий, многозначных, заставляющих бесконечно анализировать прочитанное. В «Тысяча невестьсот» гармонично сочетаются элементы детектива, драмы, комедии и интеллектуального романа. Переплетение судеб и желаний, поступков и эмоций, ведущих к хеппи энду, объединение любящих душ, борьба со злом, в том числе и на ментальном уровне… Мураками не старается понравиться читателю. Но это ему, безусловно, удается.
Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: