В деревне Пушкинское Иглинского района нет дорог. Вернее, они есть, но настолько разбитые, что проехать по ним проблематично. Особенно в межсезонье. Об асфальте местные жители и не мечтают. Хотя бы гравием дороги бы засыпали... Корреспонденты «Электрогазеты» на свой страх и риск поехали в эту деревню на обычном городском хэтчбеке. С испытанием бездорожьем, конечно, справились, но понервничать пришлось.
В Пушкинское мы отправились по делу. Узнали, что живет в этой деревне уникальный автоконструктор. Виктор Рудкевич самостоятельно собрал уже порядка 30 автомобилей и тракторов. В деревне он — местная знаменитость. Его все знают. Поэтому его дом мы нашли без труда. Сразу несколько человек подсказали, как проехать.
— Меня тут все Кулибиным называют, — сообщил Виктор. — Я уже привык.
Наш приезд для него стал неожиданностью. Ведь о своем визите умельца мы не предупредили. Нам сказали, что Виктор очень скромный, о своем увлечении рассказывать не любит. Но для нас он сделал исключение — показал все свои самоделки и даже разрешил за рулем посидеть.
— Автоконструированием я увлекся в 1992 году, когда из армии вернулся, — рассказывает умелец. — На автомеханика никогда не учился. В старших классах школы выучился на тракториста, получил права, в армии служил в ракетных войсках. Был старшим электриком-мотористом. Тоже хорошие знания получил. А так в основном всему сам учился: сварщик-самоучка, механик-самоучка.
Сейчас у Виктора нет постоянной работы. Раньше он был и сварщиком, и трактористом. Когда колхоз развалили, в деревне и заняться стало нечем. Подрабатывает периодически печником или строителем, ведет подсобное хозяйство. А в свободное время собирает автомобили.
— Сколько автомобилей я собрал, даже не считал, штук 30, наверное, — продолжает Виктор. — Поезжу на них, надоест или не понравится что-то, ломаю, перебираю, собираю новую модель. Мои первые самоделки сохранились только на фотографиях. Началось все с того, что мужик у нас в деревне предложил мне купить у него двигатель от мотоблока. Я купил его за 300 рублей и начал сооружать трактор. Получилось. Приделал к нему косилку, косил сено. Второй автомобиль был уже с кабиной. Запчасти в основном в пункте приема металлолома беру. Сейчас вот собираю трактор на базе «Жигулей».
Разработка полностью своя, есть детали от «Уазика». Задний привод будет с блокировкой. Плуг к нему приделаю, буду огород пахать. Участок у меня большой, 30 соток. Земля подсохнет, испробую свое новое изобретение.
На заднем дворе у умельца стоит летний багги — небольшой легкий автомобильчик с повышенной проходимостью — как раз для таких дорог, как в Пушкинском и его окрестностях.
— До Калтыманово на нем езжу, жену отвожу на автобус, по окрестностям тоже, — рассказывает Виктор. — По горам, по долам, везде можно проехать. Асфальта-то в наших краях нигде нет. Багги для таких дорог — самый лучший вариант. На джипе даже так не проедешь, как на этом автомобильчике. Задний мост с блокировкой. Сам багги легкий. Там, где «Уазик» тонет, этот проскакивает. В прошлом году у меня этот багги пожар пережил. Летняя кухня сгорела, багги рядом стоял, немного подгорел.
На капоте багги красуется надпись «King of speed» — «Король скорости». Мастер так пошутил. Ведь максимальная скорость, которую этот автомобильчик может развить — 45 километров в час.
На нем летом даже жена Виктора Ольга не боится ездить за рулем. А вот за руль зимнего внедорожника она садиться опасается.
— На этом внедорожнике я уже второй год езжу, — отмечает умелец. — Даже в самую грязь ни разу не буксовал. Посадка высокая. Мотор здесь стоит «жигулевский», да и вся ходовка, привод задний. Он у меня двухместный, с кузовом. Зимой в нем ездить тепло. А вот разгоняться сильно страшно. Скорость он может развить высокую. Я на нем 70 выжимал. Дальше боюсь. База укороченная, его начинает сильно заносить.
В гараже у Виктора стоит недоделанный внедорожник. Он планирует сделать его полноприводным, чтобы спокойно можно было по бездорожью ездить. Зимой работать сложно. Была бы теплая мастерская, мастер бы его гораздо быстрее собрал.
— Этот автомобиль у меня тоже идет на базе «Жигулей», — объясняет умелец. — Раздатка от «Нивы». Думал сделать как четырехместный квадроцикл, как его еще называют — «троллейбус». Но, наверное, все-таки переделаю, будет еще один двухместный с кузовом. Для четырех человек места маловато получается. Сиденья поставил, прикинул, ноги упираются, неудобно. Доделаю, покрашу обязательно, чтобы красиво было.
Еще одна недоделка стоит у Виктора во дворе. Будет еще один трактор, но полноприводный, с ломающей рамой.
При конструировании новых автомобилей умелец не рисует никаких чертежей. Все держит в голове.
— Все начинается с двигателя, — объясняет мастер. — Устанавливаю его на раму и начинаю варить кузов, потом остальное делаю. Сварочный аппарат у меня есть, металлолома — море. На изготовление одного автомобиля уходит несколько месяцев.
Раз в год Виктор ездит на слет самодельщиков. В Калтыманово на День села собираются несколько мастеров, показывают свои изобретения, обсуждают насущные вопросы, делятся друг с другом опытом.
— Свои автомобили я не продаю, — отмечает умелец. — То, что своими руками собрано, жалко продавать.