Страна и республика пережили очередное ЕГЭ-потрясение. По накалу страстей и остроте события в Министерстве образования РФ чуть ли не превзошли скандалы в другом не менее «знаменитом» министерстве — обороны. Отшумели разоблачения в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ставрополье. Ушел «по собственному» очередной стрелочник — глава Рособрнадзора Иван Муравьев, далее по принципу домино — руководители профильных проштрафившихся ведомств, УНО, ГорОНО, директора «засветившихся» школ. Башкирию же в числе 14-ти регионов России ждет комплексная проверка Рособрнадзора в связи с большим количеством учеников, которые набрали 100 баллов. Их 51 человек. Для сравнения: в 2012 году — 25 человек, в 2011-м — 27 человек.
У нас в регионе проблема была озвучена на официальном уровне Президентом республики Хамитовым еще в 2011 году на республиканском августовском педсовете в Уфе. Тогда Рустэм Закиевич дал ряд поручений ответственным лицам для исправления сложившейся ситуации, так как Любовь Глебова, бывшая на тот момент руководителем Рособрнадзора и специально приехавшая в Уфу, высказала обоснованные сомнения в объективности результатов ЕГЭ в Башкирии. Выводы созданной межведомственной комиссии настолько шокировали президента, что по его распоряжению в Министерстве образования РБ целый отдел, курирующий проведение ЕГЭ, был расформирован, а работники уволены. Прецедент из ряда вон!
На сегодняшний день в этом направлении вроде бы предприняты титанические усилия, как со стороны федеральной, так и со стороны республиканской властей. Создана специальная межведомственная комиссия при Правительстве РБ. Она будет готовить и реализовывать комплекс мер по повышению объективности результатов ЕГЭ. Создан Общественный Совет при Министерстве образования республики. Его задача в том числе — обеспечение гласности и открытости деятельности министерства.
Думаю, осталось на каждом пункте сдачи ЕГЭ поставить «глушилки» для смартфонов, видеофиксацию и по офицеру МВД, который будет обеспечивать «чистоту эксперимента». А пойманного на месте преступления учащегося подвергать административному аресту и отправлять на принудительные работы, причем вместе с родителями и учителями по решению Чрезвычайной всероссийской комиссии, которую под это дело создадут. Читатель, ты смеешься? Тогда ознакомься. «26 июня руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина сделал уникальное заявление. Он предложил не выпускать сдающих ЕГЭ в туалет на протяжении всего экзамена. Ибо именно там экзаменующийся получает недозволенную информацию. Поэтому, как заявил Калина, ничего страшного не случится, если три с небольшим часа выпускник обойдется без туалета». Сегодня ситуация со сдачей ЕГЭ дошла до такого уровня маразма, что даже сами чиновники уже начали это понимать.
По моему мнению, даже если за аналогичное нарушение будет предусмотрен тюремный срок, проблема никуда не денется. Списывали, списывают и будут списывать. Покупали, покупают и будут покупать. Потому как нашим детям, да и нам, родителям, в первую очередь, нужны не знания, а «корочки», дающие возможность хорошо устроиться. За редким исключением. Обстоятельства складываются так, что все участники процесса под названием «сдача ЕГЭ» заинтересованы в том, чтобы обойти закон. Родители бегают по знакомым и ищут надежные выходы на «решальщиков», потом надрываются и экономят, чтобы заплатить за экзамены баснословные деньги, дети делятся «ВКонтакте» друг с другом способами списывания, заноса и выноса, учителя и администрация способствуют и даже участвуют в махинациях. В этой авантюре участвует полстраны. Общественное мнение в этом случае на их стороне. Не стыдно списывать. Не стыдно давать взятку чиновнику. Не стыдно покупать учителя на время проведения ЕГЭ. Так какого гражданина мы (общество) после этого хотим получить? Честного? Порядочного? Знающего? Увольте! Мы таким образом гробим души целых поколений тех, кто будет дальше развивать страну, строить экономику, воспитывать своих детей и внуков.
Именно поэтому общественный контроль ЕГЭ, на мой взгляд, полностью себя дискредитировал. Сами посудите, у кого из таких надзирателей рука поднимается схватить за шкирку списывающего с телефона выпускника? Ролики из Дагестана — тому доказательство. Думаете, у нас таких эпизодов не было? Просто наши дети оказались менее наглыми, не стали делать ютуб-шоу. По-прежнему имеет место относительно немалое число выкладок ответов в интернете. И это несмотря на предупреждения Обрнадзора РБ о необратимости наказания. Тем не менее, воз и ныне там.
Извечный российский вопрос: что делать и кто виноват? В своей статье «Имиджевые потери республиканского образования» я писал: «Выгонять, сажать взяточников, по максимуму освещая каждый такой случай. Тогда впечатление от очевидного, на первый взгляд, репутационного провала, трансформируется в общественном сознании в рост доверия к объективной оценке качества полученных знаний». Назови мне, читатель, хоть одну фамилию уволенного или осужденного чиновника за шалости в ЕГЭ? И я не знаю. Так что виновных у нас нет. А на нет и суда нет. Однако, до свидания.