Чтобы подготовить эту статью, пришлось изрядно попотеть. Уфимские чиновники не брали трубку, отсылали в другие инстанции, всячески отнекивались и упорно не желали давать комментарии по телефону.
А началось все с того, что до «Общественной электронной газеты» дошло письмо жительницы столицы Башкортостана (можно сказать, крик души), адресованное в администрацию города:
«Обращаюсь к администрации города Уфы. 24.04.2011 побывала на могиле матери на территории южного кладбища в Затоне. Участок новый. Через забор находится городская свалка. Мусор с этой свалки ветер разносит по могилам. Зрелище это оскорбительное и унизительное для родственников тех, кто покоится на этом кладбище. Свалку необходимо убрать. Думаю, что вопрос переноса свалки находится не в компетенции администрации кладбища. Прошу с вниманием отнестись к этой проблеме. Гузель Марселевна Бикбулатова».
Как же так? Мусор и кладбище (место захоронения наших предков, к которому нужно относиться с уважением) – рядом? «Неужели это правда?» – задались мы вопросом. И решили выехать на место (деревня Вавилово Уфимского района), чтобы увидеть все своими глазами.
Первое, что поразило нашу творческую группу, когда мы приблизились к месту свалки – это отвратительный запах. Дышать было практически невозможно! Полчища мух, вьющиеся над мусором, крупные хищные птицы, то и дело пикирующие (судя по всему, в поисках хвостатой добычи)… У въезда на свалку красовалась табличка «Закрыто». Но, похоже, это не мешало работникам свалки принимать мусор – рядом с полигоном стояла парочка грузовых машин.
Обойдя громадную территорию полигона (едва огороженную хилым заборчиком), мы обнаружили, что автор письма оказался прав. Действительно, в непосредственной близости от свалки – метров 20(!) - находился новый участок южного кладбища. Могилы с крестами и венками, надгробия, памятники… Причем достаточно было одного дуновения ветра, чтобы бутылки, мешки, банки и прочий пластиковый мусор попали прямо на места захоронения!
Рассматривая эту картину, мы задумались о следующем. Наши предки в могилах – они молчат. Им, наверное, все равно. Но почему же мы, живые люди, не можем соблюсти дань уважения к тем, кто покоится в могилах?
Впрочем, надо отметить, что даже если забыть о кладбище, находящемся в непосредственной близости, к самому состоянию свалки возникают очень большие претензии! Сплошная антисанитария – это, наверное, еще самое мягкое высказывание. Например, продолжая осматривать территорию, мы заметили, что неподалеку, прямо в бытовых отходах, копошились мальчишки, но увидев нас, тут же куда-то испарились. Собирают цветмет, - сообразили мы. – А заодно и заражаются всякой гадостью…
Вообще, как живут люди в близлежащей деревне? Ежедневно вдыхают этот отвратительный запах?
Наша газета твердо решила выяснить, кто ответственен за содержание свалки, и что со всем этим можно сделать.
Первым делом позвонили в МУП «Комбинат спецобслуживания населения» – предприятие, которое отвечает за состояние непосредственно кладбища. Но его директор Валентин Святынчук оказался настолько неуловимым, а секретарь директора Наталья – настолько суровой, что побеседовать с руководителем комбината нам в течение недели так и не удалось. Тем не менее на бесполезные переговоры по телефону было потрачено достаточно много времени и нервов.
После этого мы позвонили в администрацию Уфы. В пресс-службе администрации нам сообщили, что мэрия не несет никакой ответственности за состояние свалки. И предложили связаться с Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Уфы. Долго ли, коротко ли (как говорится в сказках), именно в этом ведомстве мы получили внятный ответ на интересующий нас вопрос.
Комментирует заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Шадмурат Бикимбетов:
- Город в курсе этой проблемы. Но решить ее вот так быстро, с наскока, не получается. По закону, ответственным за состояние свалки является Михайловский сельсовет, а также вышестоящая администрация Уфимского района. Сейчас они вплотную занимаются этой проблемой.
С 1 января 2011 года по многочисленным просьбам жителей, предписаниям природоохранных ведомств свалка на территории Уфимского района, рядом с Южным кладбищем, закрыта. Но жизнь-то продолжается, мусор нужно куда-то везти... И несанкционированный сброс мусора продолжается. Понять нужно следующее – если мы сейчас закроем свалку полностью, люди будут выбрасывать мусор в овраги, в сады, в лесополосу... И никто не поедет за десятки километров, только для того, чтобы отыскать другую свалку. Люди и предприятия будут выбрасывать мусор куда попало.
Сам я считаю, что надо это безобразие ликвидировать. Но взмахом волшебной палочки такие проблемы не решаются.
Итак, продолжаем наше расследование. Теперь наша цель – получить комментарий от представителей администрации Уфимского района. Пытаемся дозвониться до Николая Тарасова, начальника отдела по вопросам ЖКХ и технадзору администрации Уфимского района.
- Я не буду обсуждать по телефону эту проблему. Нужно встретиться лично, - заявил коммунальщик.
- Ответственность за состояние свалки (по закону о местном самоуправлении № 131-ФЗ) лежит на Михайловском сельсовете. Мы, в свою очередь, координируем их действия, – подтвердил чиновник при встрече. - Очевидная причина происходящего - расширение южного кладбища, которое в итоге вплотную подошло к территории свалки. При этом были нарушены все санитарно-защитные зоны (ориентировочная санитарно-защитная зона для полигонов ТБО составляет 1000 метров – прим. авт.)
Чтобы снять напряженность в этом вопросе, принято решение передать свалку в ведение специальной организации – МУП Управление по благоустройству Уфимского района. Хочу отметить, что работы по переустройству свалки были начаты уже на этой неделе. Что планируется сделать? Это санитарная очистка прилегающей территории, установка ограждений и работы по рекультивации. Соответствующие письма направлены главе сельского поселения, руководителю МУП, а также организации, которая обслуживала свалку раньше.
- О какой организации идет речь?
- Раньше содержанием свалки занималось частное предприятие, и оно не справилось со своими обязанностями.
На данный момент уже закуплены материалы для строительства забора вокруг свалки. И до конца этого месяца ограждение (высотой полтора-два метра) будет сделано. И тогда разлет мусора наконец-то прекратится, - пообещал Николай Тарасов.
Что ж, мы не знаем – стало ли наше «расследование» катализатором, или просто подошло время для решения проблемы. Но в любом случае, приятно слышать, что полигон ТБО, доставляющий жителям столько хлопот, наконец-то будет огражден. И мы вздохнем с облегчением – теперь ничто не помешает нам чтить память своих предков. А сколько в республике других таких же свалок, и в каком они находятся состоянии – уже совсем другая история.