В сентябре прошлого года вступил в силу закон о запрете продажи спиртного в магазинах и киосках после 22 часов. Вступить-то вступил, а следуют ли ему продавцы? Стою в очереди в одном небольшом магазинчике, время уже за полночь, слышу за своей спиной разговор двух мужчин:
- Вась, а времени-то сколько?
- И что? Мне продают… Тут соседка моя, Фая… Фая, дай «беленькой»…
Оборачиваюсь, и вижу как продавец, улыбаясь, протягивает этим мужчинам бутылку.
Объясняется все, оказывается, просто – по знакомству. Соседи они с продавцом. И этим все сказано. Разве можно соседу отказать? Не по-соседски это…
Ради интереса, после ухода с бутылкой водки довольных друзей, от которых и без того несло перегаром, подхожу к вино-водочному отделу.
- Девушка, а можно мне водки купить, – спрашиваю немного дрожащим голосом, так как не пью я вовсе, даже спрашивать про спиртное и то как–то неудобно… Продавец оглядывает меня строгим взглядом и говорит:
Нет-нет, ее не интересует, что время уже после полуночи, что продажа алкоголя в это время уже не разрешена. Ее волнует мой возраст…
После этого продавец подобревшим голосом интересуется, какую именно водку брать буду. Отвечаю, что передумала. Выхожу из магазина, вижу тех самых друзей, распивающих покупку за углом магазина… А что, это дворы не в центре города, спальный район, в котором машин патрульных отродясь не было; никто за распитие в общественном месте не заберет, значит, можно…
Так что нам закон не писан. Причем, на моих глазах в тот вечер было сразу два закона нарушено: о продаже алкоголя после 22 часов и распитие спиртного в общественном месте… Значит, по знакомству алкоголь покупать ночью можно… Да и не по знакомству тоже, если деньги есть и возраст старше 18, ведь меня-то продавец и знать не знала, а продать бутылочку могла… И в голове всплывают слова Гитлера, легшие в основы оккупационной политики 1942 года: «Необходимо довести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак»… Неужели он окажется прав? А к этому все и идет: в России люди пили всегда. И продолжают пить… И нипочем даже закон, запрещающий продажу спиртного… Грустно.