Все новости
Доходы
31 Мая 2016, 16:36

Можно ли сравнивать Россию и Венесуэлу?

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
В этом году особо модно сравнение России и Венесуэлы.
Разглядеть будущее отечественной экономики в латиноамериканскую лупу нам кажется тем проще, что основная в странах часть доходов формируется за счет экспорта нефти, а согласно федеральному ТВ един и автор всех возникающих у экономик проблем — условный Запад.
— Необходимо срочно (заморозить цены, ввести чрезвычайное положение, расстрелять спекулянтов, отменить хождение валют) иначе же в России голодные бунты поднимутся, ну как в Венесуэле.
Так примерно.
По мне же, сравнивать Россию, поступательно (хоть и окольными путями) двигающуюся к победе рыночных отношений, с Венесуэлой социалистической, на разгром супермаркетов обреченную изначально — глупей пассажа нет.
Делом времени было, когда приход к власти Уго Чавеса, знаменующий победу боливарианских революционеров, «потребности народа» ставящих выше интересов бизнеса, уничтожит деловую инициативу.
Национализация, пик которой пришелся на 2007 год («волшебным» образом совпавший с пиком в котировках нефти), стала точкой невозврата, от которой любое последующее действие лишь ухудшало ситуацию.
С двузначной инфляцией венесуэльские экономисты (в определенных кругах давно ставшие мемом) решили бороться ограничением стоимости продуктов питания. Под угрозой уголовного преследования розничные продавцы не имели права торговать по ценам выше, нежели предписанные правительством.
Апофеозом (уже при инфляции трехзначной) явилась национализация торговой сети, отказавшейся торговать в убыток: все её складские запасы были распроданы за 10 процентов от реальной стоимости. Но поскольку продуктов на всех не хватило, ряд магазинов были взяты штурмом и разграблены.
С той поры практика разграбления супермаркетов становится повсеместной.
В отличие от России, запустившей в момент ухода с рынка иностранных компаний механизм импортозамещения, Венесуэла продолжает тратить иссякающий поток нефтедолларов на приобретение импорта.
Частных инвестиций на развитие собственного производства в стране фактически нет (у потенциальных предпринимателей есть страх, во имя революции потерять нажитое), а государственных денег едва хватает на закупку товаров первой необходимости и продуктов.
Курс национальной валюты определяется исключительно «черным рынком».
И вот скажите, при чем тут Россия?
Как можно в принципе задаваться вопросом повторения венесуэльской истории здесь? Сравнивать.
Не спорю, Президент и Правительство наше сделали много всего «интересного» по мелочам: не додумали-придушили, но ключевые аспекты, позволяющие рыночной экономике развиваться, в сохранности принципиально.
Кстати, спасибо.
Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: