Герман Греф, в настоящее время руководитель Сбербанка, любит поучать с трибун, как вести бизнес в России. Много умных слов, из которых даже я порой не понимаю и половины, яркие образы страны-дауншифтера и обязательное упоминание — как безукоризненно выстроены (клиенториетированные) системы под его руководством.
До вчерашнего дня в это верилось, да и как иначе: банковский депозит исправно хранил мои сбережения, а система электронных платежей Яндекс.Деньги, 75 процентов которой принадлежит Сберу, последние годы во многом заменила мне кошелек.
Идеальные отношения только изредка омрачались настойчивыми попытками вручить льготный кредит либо же предложить завести карту, владение которой «соответствует статусу».
Беда пришла — откуда не ждали.
Для начала я умудрился вновь заболеть чем-то с признаками ОРЗ: руки, ноги и тело отказываются меж собою дружить, головы же нет вовсе, по крайней мере, думать не получается, а смотреть из неё очень больно.
Но жизнь-то ведь продолжается, и оплату счетов отменить невозможно.
Кое-как заползаю в свой Я.Кошелек, оформляю платеж и что вижу?
«Паспортные данные, которые вы когда-то указали на сайте Яндекс.Денег, выглядят подозрительно. Поэтому для вашего счета приостановлены платежи и переводы. Чтобы снова пользоваться кошельком, нужно пройти идентификацию».
Дело в том, что за полтора года с момента принятия закона 110-ФЗ, обязывающего платежные системы идентифицировать своих пользователей, подчиненные Грефа довольствовались данными, высланными им по почте (+ИНН). Личный визит предполагался лишь в случае необходимости увеличить лимиты по операциям, но пока ценник в платежках за ЖКХ не перевалил за 60.000 рублей, мне хватало.
К тому же по закону (если внимательно его прочитать) для подтверждения достоверности предоставленных сведений и выдачи полноценного сертификата моего участия и не требовалось. Это проблема законодателей и владельцев платежных систем — что проверка с «использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации» фактически не работает.
Так думаю я, они по-другому.
Без визита в их офис (или партнеров) все владельцы Яндекс.Кошельков, рано или поздно остаются без денег. Кто-то на сутки, а кто-то и на неделю, до полного выздоровления организма.
Ну, я ладно, есть счета в PayPal, RBC Money и Visa.Qiwi, парочка онлайн-банкингов и друзья, готовые перечислить разумную сумму на указанный счет.
А другие? Не связанные с финансами люди.
Почему Герман Оскарович, регулярно предупреждая о глобальных рисках страну, забывает рассказать «маленькому человеку» о критической уязвимости в доверенной ему структуре?
Нивелируя ранние поучения и вызывая (боюсь, теперь непреодолимое) желание сменить поставщика услуг.