Все новости
Мнение
9 Февраля 2021, 09:00

Почему в Башкирии воруют плитняк и лес

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Эмиль Мусин
Журналист
Утверждение, что в Башкирии украли все, неправильное. Остались плитняк и лес. Правда, деловой хвойной древесины в республике очень мало, разве что в Зауралье.
Из-за лихорадочного и жестокого реформирования лесной отрасли, банкротств лесхозов, за саженцами в лесах, лесопитомниках ухаживают несколько пенсионеров-лесоводов и временные люди, которых они нанимают.
Механизированные бригады профессионалов канули в прошлое. В законодательстве появились понятия «лесопользователи» и «арендаторы». Проверять их как следует лесоконтролю трудно.
Ежегодно штрафуются 200-300 браконьеров-одиночек, а теневые воротилы недосягаемы. Легальность вывоза леса и ископаемых — под большим вопросом.
Один из инициаторов создания единой информационной системы лесного хозяйства в стране депутат Госдумы РФ Зариф Байгускаров на недавней пресс-конференции рассказал о состоянии дел в этой сфере.
– С 2016 года я занимаюсь проблемами хищения леса и камня-плитняка в Зауралье.
Возле сёл Аминево и Темясово Баймакского района сосредоточены наиболее крупные запасы плитняка. Его расхищают без права добычи местные дельцы уже 12 лет. Налоги на добычу полезных ископаемых и на доходы физлиц не платятся. Ведь для этого предприниматели должны показать объёмы добытого камня, а они огромны. Еженедельно в Санкт-Петербург и Чечню вывозятся десятки фур природного стройматериала. В этой теневой отрасли крутятся миллиарды рублей.
Кроме того, большегрузы разбивают дороги, мосты, ремонтируемые за счет бюджета. Они объезжают по просёлочным дорогам пункты весового контроля.
Всё это я видел возле села Темясово в 2016 году, спрашивал у председателя сельсовета, жителей, правоохранителей: почему вы молчите? В течение двух лет я отправил 27 запросов в различные службы, чтобы остановить воровство. В результате возбудили уголовные дела, наложили на виновных штрафы. Но целом ситуация оставалась прежней. Подвижки в этом деле пошли с приходом в республику Радия Хабирова. Работа большинства нелегальных карьеров была остановлена.
Вместе с тем кардинально решить проблему можно, организовав обработку плитняка на месте. Тогда его стоимость возрастёт, появятся рабочие места.
В ноябре прошлого года получил обращение от жителей Хайбулинского района о незаконной добыче плитняка возле села Янтышево. Надзорные органы не знали о том, что нелегальная разработка длилась там семь лет. На запросы пришли ответы, что лицензия на добычу не выдавалась. Но вопрос не в этом, а в том, почему не выявили и не пресекли.
Вопиющий случай. Задаю ответственному лицу в Минэкологии (ныне там не работает): почему выдаете фирме разрешение на разработку второго карьера, когда она не заплатила ни копейки налогов с первого? Где ее отчетность? В ответ — молчание. Спрашиваю, сколько всего карьеров в Башкирии? Мне вместо ответа сообщают, что увеличили количество сотрудников в ведомстве.
Взыскать с расхитителей ущерб очень сложно. Но я добиваюсь того, чтобы их хотя бы обязали провести рекультивацию безобразно развороченных холмов возле сел.
Необходимо провести полную инвентаризацию всех карьеров в Башкирии. Ведь у нас 60 карьеров только в Баймакском районе. Немало их в Белорецком, Зилаирском и Абзелиловском районах. Плитняк — капитал, идущий мимо республики.
Также в республике не хватает инженеров-маркшейдеров, которые могут документально установить объем добытого плитняка. Это еще одна проблема.
Я сейчас работаю над законопроектом, который позволяет повысить размеры штрафов за незаконную добычу полезных ископаемых в несколько раз. Сейчас они составляют смешные суммы в три-пять тысяч рублей. В проекте предусмотрена и конфискация техники, используемой при нелегальной добыче ископаемых.
В Большом количестве вывозится лес в Бурзянском, Кугарчинском, Зианчуринском районах. Как-то раз я пригласил сотрудников лесоохраны, чтобы понаблюдать за этим. За четыре часа было выявлено семь машин с кругляком. Попадался даже лесхозовский транспорт, перевозивший лес без соответствующих документов.
Есть электронная система «Лес-ЕГАИС», которая очень несовершенна. Выделяется делянка частнику, который сообщает об объеме вывезенного леса. Но на практике вместо 25 можно вывезти 100 кубометров леса. Проверить это невозможно. Недавно я подготовил поправки в лесное законодательство, чтобы изменить систему учета леса. Значительная часть кругляка вывозится в Казахстан и Оренбургскую область.
Это значит, что пора развивать переработку леса в Башкирии, — подчеркнул Зариф Закирович.
Хочется верить, что прямо сейчас должностные лица сбились с ног, проводя ревизию карьеров и проверяя нелегалов. Хочется верить, что заработают новые поправки об охране леса.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: