Все новости
Общество
4 Декабря 2020, 16:20

В Башкирии юристы рассказали о возможных политических замыслах Путина

Один из авторов Конституции России 1993 года Сергей Шахрай считает, что конституционные реформы, возможно, были проведены в преддверии транзита власти.

Скрин видео мероприятия.
Скрин видео мероприятия.
Один из авторов Конституции России 1993 года Сергей Шахрай, выступая онлайн на крупном юридическом форуме «Конституция-2020. Эволюция публичной власти», проходившем в Уфе, высказал мнение, что конституционные реформы, возможно, были проведены в преддверии транзита власти. И объяснил, почему он против внесения любых поправок в Основной закон. Он считает правильным развивать российское законодательство с помощью принятия конституционных законов, решений Конституционного суда и законотворческой деятельности парламента.
— Многие эксперты, критикующие поправки, считают, что они нужны были лишь для того, чтобы в этом лесу спрятать лист с обнулением сроков, — рассказал о множестве документов, связанных с поправками в Конституцию РФ Сергей Шахрай. — Думаю, что это не совсем так. Эту проблему можно было решить очень просто: специальным конституционным законом приостановить действие части третьей статьи 81 Основного закона, где написано про эти пресловутые два срока. Есть масса аналогичных случаев. Например, у нас в Конституции есть смертная казнь. Она не применяется, потому что объявлен мораторий. С учетом ситуации, давления Запада, санкций можно было бы приостановить действие норм по части сроков, более изящно решить проблему преемственности и транзита власти, не тратя 36 миллиардов рублей на всенародное голосование.
Сергей Шахрай отметил, что он, как юрист-практик, против такого осовременивания Конституции, как внесение поправок.
— Конституцию нужно развивать с помощью конституционных законов, решений Конституционного суда и законотворческой деятельности парламента, — подчеркнул Сергей Шахрай и объяснил смысл предпринятых попыток обновить Конституцию. Он обратил внимание на создание в стране параллельных политических структур, например, наряду с Госдумой — Общественная палата; с Советом Федерации — Государственный Совет.
— В обеих структурах работает немало авторитетных людей, имею в виду Госдуму и Общественную палату, но полномочий у Общественной палаты — ноль, а у Совета Федерации и Госдумы есть все полномочия, вплоть до объявления войны и снятия полномочий с Президента, но социологи показывают дефицит авторитета. Схожая ситуация и в паре администрации Президента и Правительства. Мы наблюдаем разделение авторитета и власти. Но расхождение не дошло до терминальной стадии, на текущей момент в Конституции хватает рецептов и механизмов, чтобы исправить ситуацию. В любом случае уже сейчас нужно восстанавливать баланс власти и авторитета, ситуация разделения авторитета и власти долго не терпима и опасна.
Сергей Шахрай сказал, что создание множества конституционных площадок могут быть «приватизированы» различными группами интересов.
— И тогда политическая конкуренция переходит из формы эпизодической борьбы на выборах в соревнование конституционных институтов. Пока глава государства авторитетен и его авторитет незыблем, все несущественно. Но жизнь движется вперед, и настанет момент, когда лидер отдаст часть полномочий другим институтам. Выдержит ли общество такую политическую конкуренцию и такую политическую систему? — сказал Сергей Шахрай.
Он уверен, что первым и самым наглядным эффектом трансформации станет жесткая политическая конкуренция, причем не привычные подковерные интриги, а открытая институционализированная подлинная политическая борьба, которая многократно усилится в случае снижения активности лидера или выбора неудачного транзита власти.
— Может быть, так было и задумано и лидер намеренно создает множество параллельных государственных или полугосударственных структур, в которых концентрируются разные группы по интересам? — задается вопросом один из авторов российской Конституции. — А потом, когда эти группы окончательно оформятся и ресурсы определятся, в стране начнется эпоха подлинной политической конкуренции. Скорее всего, такой задумки не было и политическая конкуренция в России, как жизнь во Вселенной, зародится не преднамеренно, а случайно, по неосторожности.
Сергей Шахрай уверен, что с принятием конституционных поправок подковерная борьба и политические интриги могут обрести политические формы и процедуры.
— Одни группировки окопаются в Государственном совете, другие — в Совете Федерации, третьи — в Государственной Думе, четвертые — в Совете безопасности. Для пятых политическим плацдармом станет правительство, и даже Конституционный суд получает значимое политическое влияние и возрастает роль контрольно-надзорных органов: прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, — отметил юрист-практик. — В результате конституционной реформы изменились их роль и статус. Для каждой из конкретных групп возникает поле политических возможностей для защиты их интересов. Одновременно это означает, что окажется по-настоящему важна роль партий, особенно парламентских фракций и законодательного процесса.
— Возможно, как в 2000 году, когда с приходом на пост Президента Владимир Путин равно удалил олигархов от власти, теперь, накануне транзита власти он производит профилактическое равноудаление от властных вершин конкурирующих группировок, — предполагает разработчик Основного закона в России.
Сергей Шахрай считает, что подлинная политическая конкуренция станет для всех неожиданностью, так как она возникнет по неосторожности. Однако процесс может стать неконтролируемым, а методы борьбы — нецивилизованными в преддверии грядущего транзита.
Читайте нас: