Все новости
Общество
14 Июня 2020, 11:37

Как ставил всесоюзные рекорды легендарный комбайнёр из Башкирии

Легендарный комбайнёр из Башкирии Риза Яхин добился невероятных успехов в своей работе. О таких людях говорят «Красив трудом».

Фото предоставлено Риммой Буранбаевой.
Фото предоставлено Риммой Буранбаевой.
В 1976 году на базаре далекого городка мне завернули мандарины в газету «Правда», из которой я неожиданно узнала, что Ризе Яхину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Ни мобильников, ни интернета, чтобы поделиться с родней радостью, ещё не было, и первое, что вспомнилось, как в 1973-м году я увидела дома видавшую виды куртку, пропахшую бензином. Отец объяснил тогда, что дядя Риза, муж моей двоюродной сестры Валимы, за победу в уборочной страде награжден путевкой в Югославию. Он прибыл в том, что было, а у него тогда не было представительской одежды. И перед поездкой в другую страну в составе советской делегации передовиков труда пришлось срочно менять экипировку.
Родился Риза в деревне Абдрахманово Баймакского района 13 июня 1935 года. В три года потерял мать. В войну запомнил случай, как восьмилетним, с тяжело больным отцом, в амбаре они долго сметали, сгребали с полов, из углов в кучу всякую шелуху, сор...
Из воспоминаний Ризы Яхина. «Набрав несколько пригоршней зерна, мы посеяли семена в поле. Осенью, когда убирали урожай, отец, собирая меня в школу (матери давно с нами не было — умерла), сказал: «Знаешь, Риза, а ведь с зерен с нашего участка будет намолота мука, а на фронте из нее солдатам напекут хлеба. Значит, есть и наш с тобой вклад в будущую победу». До Победы отец не дожил. Но в то нелегкое лето сумел в моей душе посеять первые зерна любви к земле, к труду хлебороба».
Оставшись сиротами, Риза с сестрой Шамсихаят воспитывались в семье дяди, а затем вернулся с фронта старший брат Малик (кстати, неразлучный друг юности моего отца, с которым вместе уходили на фронт).
Прошли годы. После армейской службы в Сибири Риза вернулся в Абдрахманово, сыграл с любимой девушкой Валимой свадьбу. Она — передовая доярка, он — лучший механизатор. Родили и воспитали шестерых детей.

Есть избитая фраза «Красив человек трудом», но она так подходит к Ризе Яхину!
Из Википедии. «Первого большого успеха добился в 1972 году, когда комбайном «Сибиряк» намолотил 11 326 центнеров зерна и был признан лучшим комбайнером района, удостоен первой высокой награды — ордена Ленина. В следующем году довел выработку до 13 тысяч центнеров и награждён орденом Октябрьской Революции. В 1978 году звено Яхина в составе Юмабая Муллагильдина, Салавата Салихова, Ильяса Гайнетдинова собрало 106 661 центнеров зерна, на счету звеньевого Яхина — 30 704.
Кстати, намолотив 27 064 центнеров зерна, Яхин установил новый всесоюзный рекорд выработки на комбайне «Нива».
На том же комбайне звеньевой Риза Яхин уже с сыном Рашитом установил новый рекорд — 31 428 центнеров, всё звено собрало 108 024 центнеров. Это было невероятным достижением, привлекшим внимание аграриев страны.

Вот что рассказывает Риза Хажиахметович.
«Молотили мы по 22-23 часа в сутки. Самое сложное время для обмолота — ночь. Трудно следить за качеством работы. Днем работали помощники, Махмудьян Ульябаев и Тагир Кумушбаев, а ночью мы с напарником Миннигали Гайсиным сами. Суточные намолоты росли день ото дня. 500 центнеров на комбайн... 600 центнеров... 1 280 центнеров на комбайн! Меня часто спрашивали: «как вы этого добиваетесь»? В совхозе очень тщательно готовили уборочную технику. Мы продумали до мелочей организацию труда. Даже во время обеда комбайны не стояли: пока комбайнер обедает — за штурвал помощник садится. Наладили четкую работу шоферов. Мы закрутили такой темп, что число обслуживающих нас грузовиков возросло с двух до четырех, и комбайнам уже не приходилось ждать их. Чтобы экономить время, оставались на ночлег прямо в поле.

Поломки старались ликвидировать тут же, при свете фар грузовика, и снова садились за штурвал комбайна. Мы с моим напарником Миннигали Гайсиным в тот год выдали из бункеров своих комбайнов более 53 тысяч центнеров зерна. Говорят, это был один из самых высоких показателей в стране, достигнутых к тому времени на комбайне «Нива».
Нас поддерживали руководители Зилаирского совхоза. Нам добыли вагончик для отдыха. Когда мы показали рекордные результаты, в поле устроили праздник.

За выдающиеся успехи, проявленную трудовую доблесть, Яхину присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в труде он удостоен в 1979 году Государственной премии в области науки и техники. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции (1973), четырьмя медалями ВДНХ СССР, автомобилем «Москвич» с дипломом I степени. Делегат XXV, XXVI B XXVII съездов КПСС, Верховного Совета РСФСР десятого и одиннадцатого созывов.
Эта фотография — историческая. Два Героя Социалистического Труда — из Башкирии и Оренбуржья. Яхин и Чердинцев. Много лет они соревновались, обменивались опытом, обдумывали, как подготовиться к жатве, устанавливали всесоюзные рекорды.

На этом фото — отец и сын. Риза Хажиахметович и Рашит. Когда сын сел, как помощник, на тот же комбайн, им не стало равных: В самое трудное время Рашит работал днем, отец — ночью. Комбайн работал круглосуточно, если не считать утренних полутора часов на техпроверку.

Риза всегда был лидером, работал самоотверженно. Рассуждения Ризы Хажиахметовича о проблемах и недочетах техники заставляли прислушиваться многих — особенно генеральных директоров крупнейших заводов, выпускающих комбайны и трактора, которые шли ему навстречу и помогали новой техникой, запчастями.
Я никогда не видела такого преображения человека. Из простого, казалось, мужика Риза Хажиахметович стал государственно мыслящим человеком. У него брали интервью на главных каналах Центрального ТВ. Говорил спокойно и вдумчиво, будто всегда так было. С ним советовались. Приезжал в Уфу после уборочной страды худющим, глаза горели, пиджак на нем висел… Это сейчас кабины комбайнов герметичны, комфортны, мобильник при себе, радио... Но скоро восстанавливался и с головой окунался в депутатскую деятельность, вникал во все дела. Стремился помочь. Ездил по стране, выбивая запчасти, двигатели.

Рассказывали, как не в силах добиться дополнительной поставки запчастей и прочей техники, секретарь обкома партии посылал Ризу Яхина в Ростов-на-Дону, к руководителю знаменитого завода «Ростсельмаш», производящего лучшие комбайны «Нива» и «Дон». Директор и Яхин на съезде в Москве познакомились, и было известно, что директор уважает трудяг. И Яхину он не отказывал.
— Мы работали на первых «Донах», — рассказал мне вчера Рашит, сын Яхина, с которым устанавливались всесоюзные рекорды. — Все знаменитые заводы — Волгоградский тракторный, Кировский в Ленинграде — помогали необходимой техникой.
Как депутат, Риза Хажиахметович помогал техникой станциям Скорой помощи, животноводческим фермам, стройкам. Выбивал деньги на строительство Сибайского Дворца Пионеров.

Зилаирский зерносовхоз стал крупнейшим зерновым хозяйством в БАССР, подвиг и слава его хлеборобов гремела на всю страну.
Риза оставался спокойным, держался с достоинством, и при этом был дружелюбным и веселым, неизменно вызывая к себе уважение. Однажды в гостинице Агидель, на наших с ним глазах администраторы отказали семье с тремя детьми: «Нет мест». Как само собой разумеющееся, он сказал мне: «Возьми их. Пусть поживут у тебя».Так и сделала. Разумеется, бесплатно.
Иногда, приезжая в Уфу и приходя в гости, Риза-агай приводил с собой целую делегацию. Среди них были и знаменитый агроном Юрий Моряков, и простые хлеборобы. И это всегда было радостно и здорово — общаться с настоящими людьми, людьми труда, героями своего времени.
И еще не могу забыть один случай. Однажды, будучи в Уфе по делам, Риза-агай зашел к нам. Когда я вышла проводить его, мы увидели мальчишек из соседского дома, гоняющих просто так по двору буханку хлеба. Риза подошел к хлебу, поднял. И я увидела в его глазах слезы.
Всегда помню это.
Читайте нас: