Все новости
Мнение
25 Мая 2017, 09:00

Когда театр — это ты

Фото автора.
Фото автора.
Нурия Мухаметдинова
Журналист
— Мне нужно выбрать двух мужчин и двух женщин. Они будут читать монологи героев пьесы, — так начался интерактивный психоаналитический театр «Точки обзора» на Ночи музеев в Центре современного искусства «Облака».
Непривычно, правда? Обычно в театр мы ходим потреблять то, что уже отрепетировали, подготовили для нас актеры, режиссер, художники и композиторы. А тут сцена с минимальными декорациями, а в роли актеров —твои соседи по зрительному залу! За эксперимент отвечали сценарист Регина Ибрагимова и психолог Христина Фостиропуло. Я попала на часть с интригующим названием «Я испытываю ненависть». Несмотря на это, все четыре истории, разыгравшиеся на сцене, объединяла скорее боль. Но давайте по порядку.
Монологи читали зрители без всякой актерской подготовки, такие же, как мы с вами. Но Регина, как режиссёр, смогла угадать типажи и очень удачно выбрала ранимую юную Ольгу, взрослую и мудрую Александру, эмоционального Игоря и доброго Олега. По очереди они выходили в круг света, садились на барный стул и читали с листа. «Сосредоточьтесь на тексте», — советовала зрителям Христина. После прочитанной истории нам предлагалось обсудить, какие эмоции вызвал рассказ, какими мы видим героиню или героя. Поначалу робко, а потом все более смело люди в зале стали высказываться.
Обычно те, кто пришел с нами в театр или кино, кто сидит в зале на соседнем ряду, не вызывают особенных эмоций. Случайные люди, которые шуршат упаковкой, шепчутся, смеются впопад и невпопад. О них особенно не задумываешься, гораздо интереснее то, что происходит на сцене. Интерактивный театр развернул сцену, вывернул ее наизнанку. Героями стали мы. Та яркая девушка, что защищает героиню, больную раком. Тот молодой человек, что осуждает ее мужа. Тот по-детски надувший губы взрослый мужчина, который вспомнил, как его мучили младшие братья и сестры. Логичная умная блондинка, выдвигающаяся в альтернативные версии событий. И я, когда рассказала свою историю о том, как моя знакомая умерла от булимии. Каким-то невероятным совпадением одна из героинь описала мои чувства, мое бессилие, когда пытаешься пробиться через кокон саморазрушающейся личности, пытаешься помочь, но не хватает сил, времени, авторитета и, наверное, желания.
И каждый, кто говорил, или даже просто кивал головой, становился чуть более родным и понятным. То ли публика подобралась вдумчивая, то ли истории сумели задеть нас, то ли мастерство Христины поддержать беседу и направить обсуждение, но после первого акта, нам всем было о чем поговорить. Не на поверхностном уровне, мол, как погода, как ночь музеев, а сразу о глубоком, о границах допустимого, о жалости к себе, о том, как быть, если всю жизнь не можешь исправить последствия детских поступков, о ревности, об одиночестве.
Второй акт для многих стал сюрпризом, он вновь развернул угол зрения. Оказалось, что герои знакомы между собой, и они стали взаимодействовать друг с другом на сцене, раскрываясь все больше. Всего полчаса, но какие-то черты их усилились, какие-то стали не важны. Равнодушная Александра, победившая рак, смогла спокойно наблюдать, как уничтожает себя стройная Ольга. Игорь оказался сентиментальным человеком, способным спасти кошку от злых мальчишек. А грустный Олег нашел того самого котёнка, которого чуть было не убил 15 лет назад.
Стало светло и тепло на душе, нам не хотелось расходиться, и долго ещё, не смешиваясь с толпой танцующих в соседнем зале, мы, толком не знакомые, но связанные одной историей, стояли в душной ночи и говорили. Возможно даже о том, о чем мы редко говорим с родными.
Автор:Мухаметдинова Нурия
Читайте нас: