Все новости
Общество
17 Февраля 2015, 17:27

Зависимых людей спасает уфимский «Ковчег»

В уфимских реабилитационных центрах зависимым помогают вернуться к нормальной жизни.  

Фото автора.
Фото автора.

Герои публикации просят их не называть и не фотографировать лица, поэтому употребляем вымышленные имена.

18-летний уфимец Павел уже полтора месяца живёт в реабилитационном центре «Ковчег». Юноша страдает зависимостью от новых синтетических наркотиков.

— Я вообще не замечал и не признавал того, что у меня есть проблема, но со стороны виднее. В том, что мне нужна помощь, меня убедила мама. Она и привезла меня в этот центр. Год назад я в первый раз попробовал наркотики. Курил спайс и соли. Когда учился в престижной школе, даже мыслей не было ни о чём таком, но поступил в техникум, и там в компании предложили покурить. Я не хотел отличаться от ребят, взяли, можно сказать, «на слабо». После первого раза было очень плохо, и меня примерно месяц сдерживал страх. При этом всё равно было желание употребить, в конце концов не сдержался, — рассказывает Павел.

Резидент (а именно так называют пациентов реабилитационных центров) будет находиться на лечении три месяца в полной изоляции от семьи, вне круга своего обычного общения. Здесь нельзя пользоваться телефоном и интернетом.

В республике на сегодняшний день 22 негосударственные организации занимаются реабилитацией зависимых людей — наркоманов, алкоголиков и игроманов. И только семь центров прошли квалификационный отбор.

— Информация о центрах, получивших лицензию, есть на сайте республиканского Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, — говорит главный специалист-эксперт ведомства Илнур Байтуганов. — Критерии отбора касались организации работы реабилитационных центров — помещения (соответствия санитарным и пожарным требованиям), сотрудников (наличие врачей-психологов). Программы реабилитации не должны наносить физический и духовный вред человеку. Для пациентов должны быть созданы щадящие условия, помогающие побороть зависимость.

Центры, которые не прошли лицензирование, не получают государственной поддержки, чаще всего это религиозные секты.

— До сих пор существует стереотип, что на реабилитацию наркоманов привозят в наручниках, приковывают к кроватям и бьют. Да, такое бывало, но в прошлом, — рассказывает директор лицензированного реабилитационного центра «Ковчег» Александр Елисеев. — Мы работает по известной программе «12 шагов», которая признана ВОЗ. К нам никто насильно не попадает. Конечно, редкий наркоман сам придёт и скажет: «лечите меня». Просто наступает момент, когда сгущаются тучи — возникают проблемы с правоохранительными органами, семья создаёт невыносимые условия, и тогда наркоман соглашается на лечение. В процессе реабилитации происходит психокоррекция поведения.

Чтобы измениться духовно, нужно начинать с мелочей, считает Александр Елисеев. В центре нельзя материться, категорически запрещены отношения с противоположным полом, царит дружеская атмосфера, все друг другу помогают и имеют одну цель — остаться трезвыми.

Резиденты не трудятся, они исключительно обслуживают себя, убираются в палатах, на кухне, во дворе. Все обязанности в терапевтическом сообществе поделены. Так, Павел — часовой. Он всех созывает на занятия и мероприятия. Есть распорядок дня, который нужно чётко соблюдать. За нарушение режима применяются дисциплинарные меры, например, приседания или мытьё полов.

В «Ковчеге» работают четыре профессиональных психолога и специалисты по химической зависимости, в основном это люди, которые сами прошли курс реабилитации и имеют значительный «срок чистоты».

Антон из Курска лечится в уфимском центре. Дальность решает проблему побегов.

— В моём городе есть такие центры, но я знаю себя, я точно шагнул бы за забор, — признаётся Антон, — кругом друзья, либо я найду наркотики, либо наркотики найдут меня. Поэтому решил пока пожить в Уфе. Центр мне дал осознание проблемы, я увидел людей, у которых достаточно большие «сроки чистоты», и я тоже смогу. Планы — остаться в этой сфере, работать и помогать людям.

— Мой сын 17 лет употребляет наркотики, перепробовал буквально всё. Год лечился в центре в Нижнем Новгороде, — рассказывает уфимка Татьяна, — Процесс излечения во многом зависит от того, как воспринимают проблему родители. Поэтому проводятся групповые семейные сессии, встречи, тренинги, лекции для созависимых. У меня самой поменялось сознание и взгляд на многие вещи.

Негосударственные реабилитационные центры расположены в обычных коттеджах, в которых лечатся 20-25 человек. Обстановка почти домашняя, уютные палаты, спортивный зал, во дворе баня с бассейном. Организаторы утверждают, что не причиняют соседям в пригородном посёлке каких-либо неудобств. За высокими заборами — тишина и спокойствие. Нахождение в центрах платное, порядка 50-70 тысяч рублей в месяц.

— Никаких денег не жалко, — говорит Татьяна. — Лучше потратить их на лечение, чем на наркотики детям.

Появление новых наркотиков меняет и систему реабилитации.

— Курс реабилитации от синтетических наркотиков проходит тяжелее и дольше. Если раньше люди употребляли опиумные наркотики десятилетиями и потом при должном лечении могли вернуться к нормальному образу жизни, то с этими наркотиками всё иначе, — рассказывает Александр Елисеев, — От них нет ломок, и восприятие потребителя соответственно такое — «меня не ломает, значит, ничего страшного, это лёгкие наркотики». Также большая проблема в лёгкой доступности — наркотик можно приготовить в любом гараже. А последствия, даже от разового употребления, очень тяжёлые. Люди часто заканчивают суицидом или становятся психически нездоровыми.

Сами наркоманы отмечают, что зависимость от синтетических наркотиков наступает за один-два месяца.

— Признаки употребления известные — это неадекватность, быстрая смена настроения, стремительная потеря веса. Но это всё последствия наркомании, а чтобы предостеречь от этого своих близких, надо строить в семье доверительные отношения, — говорит Александр Елисеев.

На сегодняшний день по экспертным оценкам в республике насчитывается около 40 тысяч наркозависимых, официальная статистика указывает цифру в 10 тысяч человек. Рост наркопреступности в минувшем году составил 20 процентов.

Автор:Ахметшина Виолетта
Читайте нас: