Все новости
Мнение
28 Ноября 2013, 09:00

Принуждение к трезвости

Артур Кудашев
Кмн, врач психиатр-нарколог

25 ноября Президент РФ подписал закон № 313-ФЗ. Напомню суть нововведения: отныне потребителей наркотических веществ и психотропных препаратов (без назначения врача) могут в судебном порядке принудить к прохождению лечения и реабилитации.

Во время стажировки в США мне довелось присутствовать на судебном заседании по делам наркоманов. В Штатах для этой публики действует отдельное судопроизводство под названием Drug Court (буквально — «наркосуд»).

Представьте себе антураж передачи «Суд идёт»: судья, обвинитель, защитник, приставы, зрители. Только нет присяжных и нет клетки для обвиняемых. Народу в зале очень много — родные и знакомые главных «героев», журналисты, обычные зеваки. Обвиняемых просто вводят и выводят. Дела рассматривают как на конвейере. На каждое 10-15 минут, не больше.

Я видел несколько таких мини-процессов по делам молодых ребят, «под кайфом» совершивших разные мелкие уголовные преступления. За несколько месяцев перед этим заседанием им «дали» принудительную реабилитацию и теперь рассматривали её результат.

Обвиняемый выходил на трибунку в центре зала и по просьбе судьи рассказывал, чем конкретно он занимался эти месяцы. Типа: ходил к психологу, отмечался в полиции, сдавал тесты на наркотики, трудился, помогал родным по дому и пр. Потом выступали свидетели — те самые психологи, медработники, работодатели, родственники, полицейские и т.д.

Трое первых по очереди парней отчитались, получили одобрительные отклики от свидетелей и ушли. А вот с четвёртым вышло иначе. Он тоже сначала что-то быстренько пробормотал про то, какой он стал белый и пушистый. Но выступившие следом свидетели разбомбили его в пух и прах. Мать парня сказала, что он продолжает пьянствовать и покуривать «крэк», полицейский сказал, что он разочарован его безответственным поведением дома и на улице, психолог сказал, что на занятия паренёк вообще не ходил и т.д.

Судья — чернокожая немолодая женщина — внимательно выслушала всех и немедленно, не рассусоливая, не разводя соплей и даже не делая страшное лицо, ударила молотком по столу и объявила, что обвиняемый приговаривается к шести месяцам отсидки в тюрьме штата без права апелляции. Тут же в зал стремительно вошло несколько тюремщиков в форме. Они взяли парня под руки, вывели из-за трибунки и моментально заковали его в кандалы. Повторяю: в кан-да-лы. Знаете, такие браслеты на руках и ногах, соединённые между собой металлической цепью.

Вы не представляете, какой неожиданно бодряще-отрезвляющий эффект эта сцена оказала на всех присутствующих. И прежде всего на самого этого парня. Такой, кстати, типичный молодой наглый гопник. Кажется, он перед судом даже жвачку изо рта не вынул. Но как он тут, батюшки мои, просел! Какое лицо у него стало жалостливо-потрясённое, как он сразу ссутулился, состарился и, можно сказать, развалился.

Но это было ещё не всё. Бедолагу повели к выходу. Из-за кандалов он еле семенил. Когда прошли десяток шагов, главный тюремщик остановил ошарашенного парня. «Где твой психолог?» — спросил он. «Вон», — кивнул тот на женщину в зале. «Извинись перед ней!» — сказал тюремщик. «Извините меня, мэм!» — пролопотал осужденный. Процессия двинулась дальше. Ещё через пяток шагов — новая остановка. «Где полицейский, который с тобой работал?» — «Вот он». — «Извинись перед ним!» — «Извините меня, сэр!» Ещё несколько шагов. «Стой! Где твоя мама?» — «Вот она!» — «Извинись перед ней!» — «Мама, пожалуйста, прости меня! Прости меня, мама!»

Надо ли говорить, что к моменту выхода из зала осужденный мальчишка уже рыдал в полный голос.

Знаете, с того дня лично я верю в волшебную силу земного правосудия.

Автор:Артур Кудашев
Читайте нас: