Все новости
Копилка
12 Октября 2011, 18:08

Игрушки – дело серьезное

Удивительный человек живет в нашем городе! Владимир Безруков - обладатель коллекции русской игрушки различных народных промыслов.

Фото автора.
Фото автора.
В Уфе живет обладатель уникальной, можно сказать, единственной от Урала до Тихого океана коллекции  русской игрушки различных народных промыслов.

Владимир Безруков собрал более пяти тысяч игрушек – глиняных, деревянных, соломенных, берестяных и даже тряпичных. Когда я узнала об этом человеке, то  у меня, естественно, возник вопрос: а зачем ему это было нужно?
Долго договаривались, согласовывали время встречи и все никак не получалось, то  у него, то у меня. Оба –люди довольно занятые. И, наконец-то я иду по улице Амурской к Владимиру домой. Амурская - старинная деревянная кривая уфимская улочка заканчивается у церкви Рождества Богородицы, а начинается где-то в недрах уфимского Шанхая. Когда идешь по ней – не поймешь – то ли это город, то ли деревня, хотя вроде и самый центр столицы. Проспект Салавата Юлаева перерезал  Амурскую надвое и к оставшейся ее части, что на другой стороне проспекта, добраться и пешком, и на машине сложно. Но все же я, наконец, нахожу маленький одноэтажный деревянный домик, где меня встречает хозяин, и между нами завязывается оживленная беседа. На столике уже группками выставлены глиняные игрушки. Они резко отличаются друг от друга по стилю и представляют различные народные промыслы.
- Вообще, коллекционированием я занялся очень давно,- рассказывает Владимир. - Начал с марок. А потом увлекся географией, путешествиями. Перечитал на эту тему огромное количество книг. Когда учился в десятом классе, в 1987 году, случайно наткнулся на книгу Олега Ларина «Поклонись дереву». Она зацепила. Начал интересоваться народными промыслами. В те годы на эту тему литературы было много: все обсуждали, как спасти знаменитые народные промыслы в Дымке (Кировская область), в Филимоново (Тула), в Абашево (Пенза), в Каргополе (Архангельская область). Я задумался: «Неужели нет нигде других промыслов?» Пришел к такой банальной мысли: «А что я должен и могу сделать в этом направлении, чтобы не дать умереть народным промыслам?» Взял и написал на несколько промыслов письма с просьбой прислать мне игрушки. Три ответили. Это были первые посылки, которые и стали началом коллекции.  Информации становилось все больше и больше. Начал переписываться с московскими коллекционерами. Первым ответил мне Геннадий Блинов, врач из Москвы, больше известный как коллекционер народной игрушки. В 1988 году он пригласил меня к себе в гости. В Москве я познакомился с внуком писателя Виталия Бианки Александром, тоже коллекционером игрушки. В том же самом году попал на выставку в Манеже. Мне невероятно повезло. Такие выставки проводились раз в семь лет. И огромный ее раздел был посвящен игрушке. Это была очень удачная поездка!
Потом отслужил три года на флоте. Вернувшись, снова занялся  коллекционированием игрушки. В 1993 и 1997 годах съездил на промыслы в Курскую  и Владимирскую области.
Что такое промысел? Это объединение нескольких мастеров или даже одной семьи, которые со временем начинают творить в каком-то едином стиле.
Производство игрушек на народных промыслах – это, по большому счету, не творчество, а ремесло. Игрушки делались на продажу. И они были очень функциональны. Или это свисток, который свистит, или лошадка, слепленная по минимуму, без особых деталей.  Такая игрушка оставляет ребенку огромный простор для творчества, для фантазии. Мысленно он может посадить на такую лошадку наездника, запрячь ее в сани или в телегу и так далее…
В 2002 году у меня снова была невероятно удачная поездка сразу на несколько российских промыслов. Благодаря своему увлечению, я узнавал Россию изнутри, знакомился с интереснейшими людьми, ну и попутно выполнял свою миссию: «шевелил» своими заказами, затухающие было промыслы, уговаривал мастеров что-то делать, закупал у них большие партии игрушек.
Все это, конечно, требовало много времени и средств.
Но в 2004 году у меня родился сын и я долго не мог выкарабкаться из финансового кризиса…
Надо сказать, что Владимир с семьей живет в маленьком однокомнатном домике, работает телефонистом на городской телефонной станции. И свою огромную коллекцию он вынужден хранить на чердаке. Игрушки лежат запакованными в картонные ящики. Всего лишь раз, в середине 90-х,  Владимиру удалось устроить свою персональную выставку в Уфимском авиационном техникуме имени Пальмиро Тольятти. Народу на ней побывало столько, что организаторы выставки неожиданно для себя заработали миллион рублей.
С тех пор игрушки, собранные Владимиром Безруковым, больше нигде не выставлялись. А жаль! Ведь это огромный пласт народной культуры, который как бы отваливается, уходит от нас.
Автором стиля и основателем нового промысла может стать и один человек. Многие уфимцы, наверное, помнят пожилого мужичка, который долгие годы торговал удивительными самодельными игрушками возле Центрального рынка. Его звали Юрий Налепин. В свое время Владимир Безруков, подружившись с ним, купил у Юрия много игрушек для своей коллекции. Владимир называет работы Налепина «отсебятиной», но не отрицает наличия в них некоего единого творческого почерка, стиля.
Нынешние современные игрушки, конечно, интересны. Но они лишены индивидуальности и неповторимости, порой чересчур подробны, а порой – слишком агрессивны. А ведь это очень важно, в какие игрушки играют наши дети. От этого зависит очень многое: и мировоззрение, и склад ума, и сфера интересов в будущем, и черты характера.
Уфимский психолог Лидия Степанова, которая много работает с детьми, заметила, что по выбору игрушек можно легко определить психотип ребенка. Одни  дети выбирают монстров и чудовищ, другие – любят игрушки с чрезвычайно мелкими деталями. Одни дети очень заботливо относятся к своим куклам,  и уже понятно, какие это будут родители в будущем. Другие равнодушны и холодны к ним.
И еще есть одна претензия  у молодых родителей к современным игрушкам: порой они не очень полезны для здоровья детей, неэкологичны.
То ли дело игрушки, произведенные на народных промыслах. Что может быть экологичней и теплей глины, дерева, бересты? Каждая такая игрушка, сделанная руками мастера, индивидуальна и неповторима. Иногда, правда, сегодня более молодые мастера народной игрушки впадают в китч.
- Между китчем и народностью – тонкая грань, - считает Владимир Безруков. - Важно, не перейти эту грань.
Владимир не признает также дымковскую игрушку и не собирает ее, считая, что от нее веет фабричностью.
А мне, например, дымка нравится! На днях зашла в арт-салон при Башкирском государственном педуниверситете и с удивлением увидела там дымковские и каргопольские глиняные игрушки, сделанные руками студентов. Не удержалась и купила веселую белую лошадку в разноцветных яблоках. Как на нее посмотрю, так настроение поднимается!
Вот такой удивительный человек живет в нашем городе! Много ли таких людей вокруг, которые способны от злобы дня, от повседневных и зачастую просто «животных» меркантильных  интересов, подняться над суетой и четко определить свою человеческую миссию, посвятив ей много лет своей жизни?
Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: