Все новости
Новости
8 Октября 2021, 19:44

Как уфимский программист нашла свое призвание в школе

Татьяна Белова из учительской династии, семейный стаж которой составляет 130 лет.

Владимир Шакиев.
Фото:Владимир Шакиев.

Об удивительной семье педагогов я услышал случайно в уфимском лицее № 42. Здесь учителем математики работал глава семейства Кухаревых Николай Петрович, две его дочери: Татьяна Белова — преподавала информатику, а ее сестра Вера Асеева — математику. С учетом того, что жена Николая Кухарева Елизавета Михайловна тоже проработала в школе 35 лет, семейный учительский стаж составляет свыше 130 лет. Еще интересней стало, когда узнал, что внук Николая Петровича Глеб Белов свыше 10 лет занимался преподавательской деятельностью в Дрезденском технологическом университете, а сейчас проживает в Австралии.

Историей семейной жизни с корреспондентом «Электрогазеты» поделилась заслуженный учитель РБ Татьяна Белова. Она 29 лет проработала в школе № 42 и в 2012 году оставила учебное заведение, несколько лет вела занятия в центре дополнительного образования. Ее ученики стали студентами ведущих российских вузов — МГУ, ИТМО, МФТИ, СПбГУ, УГАТУ. У сестры Татьяны Николаевны также есть много выпускников, добившихся успеха. Например, Олег Ганеев работает заместителем председателя правления Сбербанка России под руководством Германа Грефа.

— Расскажите, пожалуйста, об основателе учительской династии, Николае Петровиче.

предоставлено Татьяной Беловой.  Николай Петрович Кухарев.
Николай Петрович Кухарев.Фото:предоставлено Татьяной Беловой.

— Папа был очень любимым и уважаемым товарищами. Все его просто боготворили. С ним связана интересная история. Он окончил школу в Уфе, хотя в 12 лет приехал из деревни. Поступал в Московский энергетический институт, по тем временам там был конкурс 12 человек на место. Он прошел по конкурсу. Однако в тот момент у него возникли какие-то проблемы с паспортом, вынужден был поехать в Уфу переделывать документы. Пока он занимался этим делом, ему сообщили, что его место занято. В результате он поступил в башкирский пединститут, там познакомился с моей мамой. Родители учились на математическом факультете, вместе участвовали в соревнованиях по волейболу, в лыжных гонках. Так и подружились.

22 июня 1941 год вся его группа написала заявления на фронт. Это было первое поколение, которые родилось при советской власти и получало образование. Восхищает дальновидность государства.

Ребята должны были обучаться до лета 1942 года, им сократили учебную программу, и студенты защищали дипломы в декабре 1941 года. Всех ребят из его группы направили в военное училище. Он попал в Сорочинское училище, расположенное под Оренбургом. На фронт его отправили после окончания учебного заведения, в 1943 году. Закончил войну в звании старшего лейтенанта в Бреслау (ныне — польский город Вроцлав). Награжден орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Папа писал маме с фронта письма, они все пронумерованы, всего — 158.

Папа очень мало рассказывал о войне, и даже письма нам не давали читать. Когда родители ушли, мы прочитали письма.

Отказавшись от учебы в военной академии, он решил стать учителем. В 1946 году демобилизовался из вооруженных сил. И сразу приступил к работе в школе № 19 Уфы. Его первый выпуск был просто изумительный: почти все кандидаты наук. Выпускники часто встречались с папой. Юрий Смоленский был одним из первых разработчиков космических спутников, он трагически погиб — его толкнули под поезд. Еще один ученик — Юрий Викторович Сидоров работал в МФТИ, вел телепрограммы. Юрию Викторовичу плохо давалась грамотность. Однако, несмотря на провал по русскому языку при поступлении в МГУ, он отлично сдал математику, и приемная кампания, пораженная его математическими способностями, без раздумий зачислила его в университет.

По словам Татьяны Николаевны, ее папу часто назначали в новые школы, в частности, он открывал школы № 107, № 27, № 47. Какое-то время он был заведующим РОНО, председателем райисполкома Советского района. При этом очень не хотел заниматься административной работой. Однако тогда был разговор короткий: положишь на стол партбилет. В конце концов он нажил два инфаркта. В 1978 году он ушел на пенсию.

— Ваш выбор связан с работой родителей в школе?

— Мои родители не диктовали, а советовали. Раз я так решила, то никаких вопросов не было. Ни разу не пожалела, что перешла в школу.

Я получила образование в уфимском авиационном институте, у нас был первый выпуск по ЭВМ. 15 лет проработала в вычислительном центре, и когда ввели в школах информатику, меня позвала работать в школу сестра Вера Николаевна.

предоставлено Татьяной Беловой.  Сёстры Татьяна и Вера.
Сёстры Татьяна и Вера.Фото:предоставлено Татьяной Беловой.

Директор Равиль Абдуллович Каримов знал нашего папу, он позвал меня на беседу. Я очень боялась переходить в школу, дала несколько пробных уроков. Самое интересное, когда сама оканчивала школу, везде писала, что буду учителем. И вдруг в последний момент поступила в авиационный институт. Тогда все в школе думали, что я поступила в БашГУ.

Когда через 15 лет перешла в свою школу и встретила учителя физики Любовь Мелентьевну Соловьеву, она сказала, что мне всегда надо было работать в школе. Ей 92 года, мы с ней до сих пор общаемся.

В 1988 году информатику вести было некому, в основном, переучивались учителя математики на недельных курсах. Я очень сомневалась, не хотелось жизнь круто менять. Мне нравилась моя работа инженером. В то время у меня дети пошли в школу, а прежняя работа была связана с командировками, в том числе в Ленинград, Киев и другие города. Поэтому решила, что на новой работе получится больше времени проводить с детьми. Сыновья пошли учиться в школу № 42, куда я устроилась на работу.

— У вас были наставники в школе?

— Там были сильные математики. Когда я в 1988 году пришла в школу, меня пригласила на свое занятие учитель математики, Заслуженный учитель РФ Нина Васильевна Медведева. Тогда она была руководителем методического объединения района. Я увидела целеустремленность, эрудированность школьников и подумала, как я буду их учить? Однако отношения с ними наладились. Несколько ребят пошли по моим стопам — стали программистами.

Хорошие отношения сложились с детьми, может, потому, что они видели: я не новичок. Тогда все бредили компьютерами. Мы сразу начали в олимпиадах участвовать, придумывали конкурсы, а сколько мы писали обучающих программ — по биологии, по математике, по литературе, по русскому, английскому и немецкому языкам. Их создавали сами дети. С Заслуженным учителем РФ Ираидой Дмитриевной Шамаевой проводила интегрированные уроки математика-информатика. Ученикам было интересно. Я не знала, что такое перемена. Детей невозможно было выпроводить с уроков. С Ираидой Дмитриевной публиковались в российских изданиях: газете «1 сентября», в журнале «Информатика и образование». В начале 2000-х годов совместно с ней сверстали на компьютере печатную школьную газету и заняли первое место по району. Тогда мы смеялись, что учителя информатики и математики издают газету.

С 1992 года ученики стали принимать активное участие в олимпиадах, и у нас появились призеры города, в 1993 году — республики, в 1994 году — международного конкурса молодых ученых в Венгрии. Каждый год у нас были результаты не только по математике, но и по информатике. И все-таки успехи по информатике были благодаря учителям математики, они развивали у ребят логическое мышление.

Сын, который тоже учился у меня, говорил: «Мама, когда ты работала инженером, у тебя было больше свободного времени». А я так боялась, что дети зададут вопрос, а я не отвечу. Поэтому я постоянно готовилась. Когда были помоложе, мы «горели». Олимпиады заканчивались поздно вечером, работы проверяли вручную, а утром делали и вешали плакаты с поздравлением победителей.

Владимир Шакиев.  Татьяна Белова.
Татьяна Белова.Фото:Владимир Шакиев.

Запомнилось и то, что нас тогда субсидировало РОНО, дети на олимпиады ездили не за свои деньги. Нам помогала с финансированием заведующая РОНО Ольга Ивановна Нуштакина и, конечно, снабжал всем необходимым, в первую очередь компьютерной техникой, директор школы, заслуженный учитель БАССР Равиль Абдуллович Каримов. В начале 1990-х годов несколько раз обновляли компьютерный парк.

— С введением ЕГЭ возникли сложности?

— Когда появилось ЕГЭ, репетиторов не было: ребята были заинтересованы в высоком результате и сдавали экзамены почти на 90 баллов. Тогда средний балл по лицею был выше, чем средний по городу. У Нины Васильевны Медведевой были стобалльники: Паша Бурангулов, Максим Сырватка.

Паша Бурангулов и Боря Василевский работают в компании «Яндекс», они были призерами российских олимпиад по математике и информатике. Ребята окончили МГУ. Боря Василевский — ученик Ираиды Дмитриевны Шамаевой, защитил кандидатскую диссертацию в МГУ.

— У вас не возникало трудностей во взаимоотношении с сыновьями: вы дома — мама, в школе — учитель?

— Сейчас я вижу, дети учителей раздеваются в кабинете у родителей. У нас такого не было. Сыновья никогда не подходили ко мне во время работы, дистанцировались. Старший сын Глеб учился сам по себе, ему все нравилось. Еще в школе он хорошо говорил по-английски, читал книжки на иностранном языке, ему нравился сам процесс обучения. Младший сын Александр был совсем другой, он учился неплохо, но его не интересовало участие в олимпиадах, он проводил время в клубе спасателей, ездил на соревнования.

— А другие ученики как воспринимали ваших детей, зная, что их мама учитель?

— Я никогда не ставила им все «пятерки», и другие учителя тоже так не делали. Старший сын ездил на все олимпиады и приносил результаты: был призером всероссийских олимпиад и одной международной по информатике. Это все видели.

В школе ребята относились к ним хорошо, конфликтов не было. У старшего сына был сильный класс, классным руководителем была Нина Васильевна Медведева. Встречались на 25-летие со дня окончания школы, вчера получила поздравление от старосты класса.

— По вашим стопам дети не пошли?

— Глеб много лет преподавал в Германии. Когда учился в УГАТУ, он получил президентскую путевку на обучение за рубежом и уехал на один год в Германию. В результате окончил УГАТУ и Дрезденский технологический институт. Затем защитил кандидатскую диссертацию и в авиационном университете, и в дрезденском институте. В 2013 году переехал в Мельбурн, и в Австралии он отошел от преподавательской деятельности.

Александр закончил УГНТУ и работает по специальности в строительной сфере. Его супруга Юлия 16 лет трудится в БашГУ, она — кандидат филологических наук, преподает английский язык.

Александр и Юлия Беловы захотели, чтобы их дети Андрей и Марина тоже учились в лицее № 42, где они сами провели лучшие годы и трудились дедушка Николай Кухарев, мама Татьяна Белова и тетя Вера Асеева.

Автор:Владимир Шакиев
Читайте нас: