Все новости
Культура
30 Июня 2023, 09:00

Уфимцы познакомились с уникальным Остапом Бендером

Не знаю, как для вас, а для меня Остап Бендер — один из самых любимых литературных персонажей. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» перечитаны мною неоднократно. И я считаю «великого комбинатора» неоценённым героем своего времени — умным, честным, несмотря на его авантюрную сущность, и внутренне свободным.

Поэтому я была очень рада, когда мне представилась возможность побывать на спектаклях Калужского драматического театра, который приезжал в Уфу в рамках программы «Большие гастроли» и выступал на сцене Русского драматического театра. Калужане привезли сразу две серии истории про Остапа Бендера — и «Двенадцать стульев», и «Золотого телёнка».

Как рассказал режиссёр-постановщик спектаклей Роберт Манукян, эти два романа любимы им с юности. Он мечтал их поставить и был уверен, что они вызовут интерес у зрителя. Три месяца он писал инсценировку «Двенадцати стульев», премьера с успехом прошла в марте 2022 года. А когда спектакль занял своё место на сцене, Роберт Азганасович решил, что через год надо запускать «Золотого телёнка». В апреле нынешнего года состоялась его премьера, и теперь эти спектакли играются как первая и вторая серии.

Постановки получились яркими, сочными, вкусными. Актёрская труппа великолепно справилась со своей задачей, устроив зрителям праздник. Костюмы, декорации, музыка, танцы прекрасно передают атмосферу страны Советов первой половины XX века. Музыка играет очень большую роль, она — действующее лицо спектаклей. В первой части на сцене вживую исполняются песни 20-х годов прошлого столетия, во второй части — песни 30-х годов.

Стержень, объединяющий обе серии, — это, разумеется, главный герой, аферист и авантюрист, «великий комбинатор» Остап Бендер. Его роль великолепно исполнил обаятельнейший актёр, любимец калужской, а теперь уже и уфимской, публики Игорь Кумицкий.

Кстати, по утверждению Игоря Кумицкого, он единственный в мире артист, который играет Остапа Бендера и в «Двенадцати стульях», и в «Золотом телёнке». Все другие исполнители этой роли по разным причинам ограничивались лишь одним произведением.

Рассказывая о своём герое, Игорь Кумицкий называет его загадочным персонажем:

«Вот с Гамлетом всё понятно, с Хлестаковым всё понятно. А кто такой Бендер — непонятно. Это удивительный персонаж. Он артист, он игрок. Процесс ему интереснее, чем результат. Если бы бриллианты они нашли сразу, например, во втором стуле, он бы разочаровался. Ему надо, чтобы приключения продолжались. Но при этом он умнейший, благородный, честный человек. Он в ответе за тех, кого приручил. Когда в «Золотом телёнке» он получает миллион, он возвращается к Шуре Балаганову, спрашивает — сколько тому надо для полного счастья и, услышав ответ, даёт ему в разы больше. Он привозит Адаму Козлевичу то, что тот просил. И очень сожалеет, что Паниковский не дожил до этого момента.

Конечно, поскольку между сериями прошло семь лет, в двух произведениях Бендер разный. В «Двенадцати стульях» — это игристое шампанское. А в «Золотом телёнке» — это уже коньяк. Поэтому жанр первой серии обозначен как «комедия-гротеск», а второй — как «трагикомедия». Авторы и герой стали взрослее и мудрее».

Создатели Остапа — авторы произведений Илья Ильф и Евгений Петров — волей режиссёра присутствуют в спектакле наравне с другими действующими лицами.

Есть в спектакле и ещё одно действующее лицо, введённое режиссёром, — Иосиф Виссарионович Сталин. Роберт Манукян с удовольствием объясняет, почему «отец народов» появляется на сцене:

«Сталин — это очень сильный знак эпохи. Мне не нравился финал романа «Двенадцать стульев» — Киса режет горло Бендеру, а потом какой-то старичок-сторож рассказывает, на что были потрачены деньги от продажи бриллиантов. И я решил, что в концовке должен быть Сталин. Потому что Сталин вникал во всё, он был в курсе всех событий. Если в Москве нашли такой ценный клад, то Сталин не мог об этом не узнать. И поэтому он знал — куда ушли деньги.

В концовке «Двенадцати стульев» Сталин по достоинству оценивает способности Остапа Бендера и произносит фразу: «Запад никогда не поставит на колени нашу великую страну». Эта фраза и сегодня очень актуальна. Причём, я написал её в декабре позапрошлого года, ещё до начала специальной военной операции. И хорошо, что она «выстрелила» в нужный момент.

И в «Золотом телёнке» появление Сталина оправдано. Концовка романа мне тоже не нравилась — попытка перехода румынской границы не удалась, Корейко с оставшимися миллионами исчез, зло в его лице не наказано. И я показал Остапа Бендера человеком, который один выполнил работу целого следственного отдела. За это Сталин его благодарит».

Евгении Сюткиной.
Фото:Евгении Сюткиной.

Как рассказал Роберт Манукян, он выстраивал спектакли в расчёте на людей, не знакомых с романами «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Старался их заинтересовать. И его расчёт оправдался. После выхода дилогии на сцене драмтеатра в книжных магазинах Калуги распродали все произведения Ильфа и Петрова. Раньше их не покупали никогда. Возможно, и в Уфе после знакомства со сценическим воплощением Остапа Ибрагимовича кто-то решит открыть новую для себя книгу и окунётся в удивительные приключения.

Ну и, разумеется, гостям из Калуги был задан программный вопрос — какие впечатления остались у них об Уфе. Вот что сказал Игорь Кумицкий:

«Главная достопримечательность Уфы — это люди. Они добрее и внимательнее, чем в Москве. Продавцы в магазинах честно могут сказать покупателям: «Вам не идёт!» или «Это не ваше!» В Москве никогда так не скажут. Там продавцы в магазинах зарабатывают деньги. А в Уфе к покупателям относятся, как к родным, близким людям. Спрашивают — откуда приехали, говорят: «Приезжайте к нам ещё!» После первого спектакля много людей добавилось в друзья в соцсетях. В Москве люди более равнодушные, более быстрые, спешат всё время. А зачем спешить? Если идёте в театр, оставьте все дела дома, погрузитесь в атмосферу спектакля. В антракте выпейте чашечку кофе. Но нет, люди торопятся жить. Мне кажется, это большая ошибка сегодняшнего времени».

Евгении Сюткиной.
Фото:Евгении Сюткиной.

И, действительно, театр — это возможность остановить время, возможность получить эмоции, которые дают силы жить дальше, возможность поиграть, хотя бы мысленно. Ведь все люди — это всего лишь большие дети, которым надо играть. Живите играючи, как Остап Бендер, и всё у вас получится. Так что все в театр!

Евгении Сюткиной.
Фото:Евгении Сюткиной.
Автор:Евгения Сюткина
Читайте нас: