Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Культура – это судьба Что мешает нам догнать Запад

Пользователь не найден..

Бикмаев Айдар -> Всем
Культура – это судьба Что мешает нам догнать Запад


Отец сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю любит повторять: «Культура – это судьба». Тем самым он хочет сказать, что каждый народ живет в соответствии с собственными традициями, привычками и чаяниями. Чужие рецепты, даже самые эффективные, необязательно привьются на иной почве. Сингапурскую модель Ли Куан Ю называет конфуцианским капитализмом, то есть синтезом экономических и технократических установок и методов Запада с духовными ценностями Востока.

Объясняя механизм развития Сингапура, Ли Куан Ю обращает внимание на следующую закономерность, проистекающую из основ конфуцианства: «До тех пор пока руководители заботятся о благе народа, народ будет подчиняться им. Именно уважение к руководителям со стороны народа обеспечило благосклонное отношение к политике сингапурского правительства. Сингапурцы упорно трудились, делали сбережения, отказывая себе во многом ради будущего своих детей. Они страстно верили в образование и ученость, в идеалы «благородного мужа» и мечтали, чтобы их дети были честными, высокоморальными и образованными. Они надеялись, что когда дети вырастут, то прославят свои семьи. Все это было основано на конфуцианской вере в то, что самосовершенствование, нормальные семейные отношения, нормальное управление страной обеспечат мир под Небом». Конфуцианство прививает людям такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, почтительность к родителям, привязанность к семье и общине, скромность, смиренность, уважение к государству и властям, терпимость к другим религиям и взглядам, приверженность принципам золотой середины и гармонии.
:

Руководители КНР, которые ориентировались в реформах на опыт Сингапура и других азиатских «тигров» (Тайваня, Гонконга, Южной Кореи), подчеркивают, что западная модель не может прижиться на конфуцианской культурной почве целиком и полностью. Западная демократия, выпячивающая индивидуализм в ущерб моральным принципам и традициям, конфуцианскому ареалу чужда, ее можно использовать лишь в дозированных количествах.

Не все из западного опыта прививается и у нас, в России. Так, рыночная экономика стала складываться в Европе многие века назад. Она росла, совершенствовалась и постепенно пропитала плоть и кровь европейского образа жизни. Великий экономист Адам Смит, гуляя по шотландскому городу Глазго более 200 лет назад, обратил внимание на мясника, очень тщательно разделывавшего свиную тушу. Смит задумался: почему мясник так старается? Неужели из-за того, что он замечательный, самоотверженный, благородный человек? Нет, решил ученый, вполне вероятно, что лавочник – отнюдь не совершенная личность. Просто его достаток, процветание его семьи напрямую зависят от благосклонности покупателя, от того, приглянется ли клиенту товар в этом магазине. Такая зависимость и побуждает вдохновенно трудиться.

Для людей с рыночной психологией выводы Смита, безусловно, верны. Но у нас другая психология, ее можно назвать базарной. На рынке продавец имеет постоянный магазин и постоянных клиентов. На базаре по-другому. Мужик доставляет туда свой товар издалека с целью побыстрее и подороже всучить его незнакомым людям. И тут же убирается восвояси. Скорее всего он никогда на этот базар не вернется и уж точно не встретится с прежними покупателями. Поэтому мужик не задумывается о личной репутации и не заботится о качестве товара. Более того, его выручка определяется тем, насколько удачно удастся облапошить покупателя, подсунуть «лоху», например, разбавленную водой сметану или пропитанные нитратами помидоры.

Мы все знаем правила базарной торговли и добровольно их придерживаемся. Сегодня Иванов продает Петровой контрафактные французские духи, завтра Петрова сбывает Иванову просроченные лекарства, послезавтра оба, и Иванов, и Петрова, покупают протухшую рыбу в супермаркете, чей хозяин в тот самый момент приобретает в ювелирном магазине для жены колье из фальшивых бриллиантов.

Базарность – первое отличие нашей экономики от экономики наиболее развитых стран Европы. Второе заключается в том, что инициатива в вопросах экономического строительства в Европе традиционно исходит снизу. Хозяйственная жизнь приводится в действие людьми, отобравшимися в процессе конкурентной борьбы, руководствующимися личным опытом и нацеленными на извлечение прибыли. У нас инициаторами зачастую выступают верхи. Политики и спаянные с ними олигархи решают, что, где, когда и за какие деньги строить. И кому поручить строить. При этом чем дороже и неэффективнее проект, тем выгоднее он для участников. В результате соревнование между европейцами и нами на равных не получается. С российской стороны участвуют марионетки, ведомые кукловодами, с их стороны – самостоятельные личности. Как следствие, европейская экономика гораздо жизнеспособнее и гибче.

Из-за хронического отставания от Европы у нас выработалось чувство зависти, и мы зациклились на достижении паритета с конкурентами. В связи с этим мы продолжаем тратить силы и деньги не на решение неотложных социально-экономических задач, а главным образом на демонстрацию своих мощи, величия, успешности. Наука, образование, медицина, экология страдают от недостатка внимания и финансирования, уступая по приоритетности полетам в космос. Олимпиадам, первенствам мира, конкурсам песен. Гигантские пиар-кампании успешно реализуются, но Россия не только не догоняет Запад, а все больше отстает от него. А отстающих не уважают и не ценят, несмотря на космические и олимпийские рекорды.


Если мы хотим жить на уровне постиндустриального общества XXI столетия и при этом находиться в числе мировых лидеров, надо совершенствовать совершенствовать совершенствовать свою культуру. Культура – это действительно судьба.
Айдар БикмаевАйдар Бикмаев
19.02.2012 12:250 Ещё
Я реализую на одном из заводов Промышленный Интеллект. Разработку основанную на научном открытии. До этого много лет безуспешно обращался в различные органы власти. К Путину много раз. НОЛЬ! Пилят. Пилят и воруют отчаянно. Рад бы послужить
народу своему. Но эти ... везде на перехвате. Не дадут. Да и как вкладываться в страну, когда так везде и столько воруют? И кормить их не хочется
И обеспечивать им будущее ценой своей жизни.
Россия должна готовиться к реализации проекта национального позора.
Затем к правительствам развитых стран буду обращаться. Проблемы в экономике сейчас у всех.
Ответить
06 | Турта Виктор, 17 февраля, 07:16

Надо думать, что Потанин выплачивает нескольким студентам стипендии из своих "непосильным трудом нажитых средств". Даже не спрашиваю, скольким студентам и на какую сумму. А вот очень любопытно узнать, сколько из облагодетельствованных им "кандидатов в Ломоносовы" останутся работать на Родине, а сколько тут же "свалят" "за бугор", как только их изыскания станут интересны компаниям США и Западной Европы.
Ответить
07 | Крокозябра, 17 февраля, 08:29

Уважаемый/ая Кракозябра, могу Вас слегка обрадовать... Я неплохо знаю ситуацию в смоём университете. Стипендии Потанина слабо, очень слабо связаны с научными результатами. Это скорее поддержка "комсомольских вожаков", горлопанов и краьеристов, причём самого циничного пошиба... Наука там на последнем месте. В США и Европе нужны тихие ребята-отличники, увлечённые наукой и техникой... Фонду Потанина такие не интересны.
Ответить
08 | Денис Хомицкий, 17 февраля, 11:07

Руководству корпорации "Россия" такие тоже не интересны, вот и "утекают мозги".
Платят там побольше, чем в РФ, но не миллионы, а вот условия для работы создают.
Видел сюжет на "Евроньюс" о двух наших "парнях" (одному под 50, другому около 30-ти), работающих над созданием альтернативного топлива - всем довольны и результаты уже есть.
Интересно, что европейская прикладная наука базируется на Французскрй Ривьере, а у нас мозги или в Сибирь загоняют или в закрытые городки.
Ответить
09 | Дедегор, 17 февраля, 12:04