Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Городище Уфа-II находится под угрозой уничтожения

Городище Уфа-II находится под угрозой уничтожения Фото Олега Яровикова. Фото Олега Яровикова.
08.11.2013 17:14:19

В середине прошлого века в Уфе был обнаружен уникальный археологический памятник — городище Уфа-II. Активные раскопки на месте городища — квартале, ограниченном улицами Заки Валиди, Новомостовой, Пушкина и Воровского, — ведутся и по сей день. О том, что представляет собой Уфа-II, и почему его можно назвать средневековой столицей Башкортостана, рассказывают историки.

— Впервые с городищем Уфа-II я столкнулся в 1956 году, — рассказывает академик АН РБ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ Нияз Мажитов. — Мне было предложено ознакомиться с уникальными находками — 15 ящиками костей и черепов, бронзовых и серебряных предметов. Артефакты были обнаружены случайно при укладке водопровода на улице Пушкина тремя годами ранее.

Академик АН РБ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ Нияз Мажитов.

— Я разобрал и классифицировал эти находки и сделал вывод, что они типичны для Южного Урала и датируются 3-10 веками нашей эры.

А уже в 1957 году состоялись реальные раскопки на месте городища, обнаружившие культурные наслоения глубиной 3,5-4 метра (временной период с 3 по 10 век нашей эры). При этом выяснилось, что основная территория городища находится под жилыми домами, садами, хозяйственными постройками.

С тех пор прошло более 50 лет, но до сих пор городище Уфа-II остается самым крупным археологическим памятником на Южном Урале. 

В 2002 году юго-восточный край городища длиной 300 метров и шириной 20 метров был уничтожен при строительных работах (ныне здесь располагается проспект Салавата Юлаева). В этот момент мы начали борьбу за сохранение городища. В период с 2002 по 2004 годы была мобилизована общественность республики. В результате мы добились принятия государственной программы на изучение и проведение стационарных раскопок городища Уфа-II.

По словам историка, первые же массовые раскопки, проведенные в 2006 году, дали сенсационные результаты. Деревянные настилы, куски золотой проволоки (судя по всему, из нее средневековые ювелиры изготавливали украшения), золотые и серебряные предметы... В последующие годы были обнаружены улицы шириной 2,5-3 метра и длиной 60-70 метров, застланные деревянными досками, а также четкие очертания наземных жилищ на местах пересечения улиц. Некоторые моменты (в том числе особенности строительства крепостной стены Уфа-II) убедили ученых, что городище было построено по предварительному плану. Были найдены и другие оригинальные вещи — например, скульптурное изображение головы мужчины, выполненное из камня (предположительно, одного из правителей или основателей городища). Раскопки показали, что при создании крепостных стен, жилья и других построек городища использовались глинистые растворы. 

В 2007 году на место раскопок Уфа-II выехала группа экспертов. Заключение специалистов гласило, что городище Уфа-II представляет собой крупный историко-археологический памятник, поселение городского типа, непрерывно существовавшее на протяжении десяти веков подряд (5-16 век).

По мнению историков, уже в 5 веке нашей эры территория современной Уфы была одним из торгово-экономических и культурных центров, привлекающих внимание купцов со всей Евразии.

При этом имеется любопытный факт. На ранних картах 13-14 века на территории современной Уфы присутствует город Башкорт. И вполне вероятно, что городище Уфа-II — это что-то вроде «кремля» — цитадели большого средневекового города Башкорт.

— Городище Уфа-II — уникальный археологический памятник, — подтверждает научный сотрудник Института археологии Российской академии наук  Игорь Кызласов

Научный сотрудник Института археологии Российской академии наук  Игорь Кызласов.

— Ни в одном городе (Москва, Казань, Нижний Новгород, Киев) нет таких мощных напластований. И это меняет представление о восточно-европейском средневековье. Уфа-II — это начало средневековья, развитие средневековья и его продолжение. Можно даже назвать городище Уфа-II перекрестком между Востоком и Западом (Византией).

Как подчеркивает Игорь Кызласов, памятник важен во всех отношениях, поскольку аналогов ему нет. Но изучать его очень трудно. Лучше всего делать это не при помощи лопаты, а более современными способами, аккуратно исследуя слой за слоем.

На сегодня исследовано более двух тысяч квадратных метров «древней Уфы». А общая площадь городища составляет более 20 тысяч квадратных метров. Историк Нияз Мажитов уверен, что нетронутые участки городища можно исследовать в течение сотен лет и все время находить что-то новое.

К сожалению, констатируют ученые, судьба этого уникального памятника истории и культуры вызывает большую тревогу. Из года в год на территории городища проводятся несанкционированные земляные работы. Не далее чем в 2011 году на улице Пушкина была прорыта глубокая траншея, и ученым пришлось почти что «лечь под бульдозер», чтобы остановить разрушение исторически важных слоев.

— Происходит разрушение памятника средневекового Башкортостана. Например, мы располагаем данными, что на территории городища выделен участок для строительства жилого дома. Территория городища — это центральная часть города, очень привлекательная для застройщиков, —говорит Нияз Мажитов. — Таких ситуаций допускать нельзя. Очень хотелось бы сберечь этот уникальнейший памятник истории и культуры. В 2011 году Рустэм Хамитов подписал распоряжение Правительства РБ, согласно которому на территории городища был создан Республиканский историко-культурный музей-заповедник «Древняя Уфа». В этом месте запрещена хозяйственная и строительная деятельность. Но Президент у нас один, а государственные организации многоступенчатые, где-то во властных органах указания Президента и требования закона не соблюдаются.

Между тем, ученые бьют тревогу — по их мнению, нельзя строить жилье на месте исторических памятников.

— Если мы разрушим древний город, никто и никогда не сможет его восстановить. И эту истину хотелось бы донести до строителей, — говорит Игорь Кызласов.  


Назад в раздел Печать
Если вы заметили ошибку в статье, сообщите об этом в редакцию, выделив мышью слово с ошибкой и нажав Ctrl+Enter. Ваша помощь в улучшении материалов для нас неоценима!
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
Голосов: 3, Баллов: 15



Мне нравится1
Радик Мухарямов
Игорю Степанову-зорину
Ну так художник он в большей степени специалист, чем археолог, десятки лет занимающийся этим конкретным вопросом. Если уж кухарки могут управлять государством, то почему бы художникам не писать историю :D
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Некоторые боты, понимая, что государство вот-вот возьмётся за сайты, перешедшие черту разумной оппозиции, начали проникать на другие сайты, в т.ч. и в ОЭГ, чтобы сеять "разумное, доброе, вечное" :D .
Только не понимают, что здесь публика другая и ей не приемлемы заготовки наработанные на оппозиционных сайтах. где и вкусы и публика соответствующие.Здесь чаще используют "В контакте", но и там есть здоровые силы.
Мне нравится0
Андрей Словохотов
Равилю Харисову пришло письмо из глубины веков

Каак коробит-то, башкиры имели город, как же как же, это же мы принесли сюда культуру им, так и хочется сказать. Башкиры, древний народ, запомните, у них было все, просто пришлые переписали историю, и легче всего сказать, кочевники. Четыре с половиной тысяча лет тому был создан эпос Урал батыр, Пушкин рядом не стоял, хотя я очень уважаю потомка Африки за его стихи. Так что закройтесь и умойтесь.


Не четыре тысячи, а четыреста тысяч лет назад.
Мне нравится0
Наил Валитов
Нужно искать общее, что объединяет людей! Это главное! А это есть!
Мы вступили в эру Водолея! Эру, которая по определению является объединяющим фактором для всех людей, всего человечества!
Город Уфа - это духовная столица всего человечества, и для каждого человека в отдельности, всей нашей планеты!
Это факт!
Великим городом именовали ее некогда в своих записках известные путешественники!
Великий город - город всего человечества!
Великий город, который некогда не разделял, а объединял всех людей, все человечество!
Время пришло!
С уважением, историк сокровенной истории Великой России Наил Валитов!
Мне нравится0
Равиль Харисов
Когда-то напишут правду, я просто надеюсь на это.
Мне нравится1
Леонид Некрасов
Я во многом уверен, что под городом Уфа находятся такие исторические пласты, которые сравнимы с открытием Аркаима. И эта наша общая история, история всего человечества, а не одного народа, называемого себя коренным.
Мне нравится0
Равиль Харисов
Я совершенно с вами согласен,это наша обшая история,только нужно писать историю правдиво,а то как только услышат слово башкир,таааак они же коочевники.И нужно вещи называть своими именами,был город Башкурд,так и называйте,А то Шульган таш некоторые переименовали в Капово пещеру и давай искать,откуда произошло слово капово,это от слова капать и не как иначе.И назвали так проходимцы а не ученые.Ученый сначала дойдет до сути,почему такое название,изучит,и только потоом назовет все своими именами.Ишь ты,кочевники.
Мне нравится0
Sama Sama
Автору-респект!
Леонид, Наил-полностью согласна с Вами. Это достояние истории Башкортостана, да и мировой истории. Думаю, Валера и Елена не правы в оскорбительных комментариях, в которых так и проступает "бремя белого человека", отягощенного внутренним призванием оцивилизовывать мир. Проснитесь, началась постколониальная эпоха, и в Западной Европе о европоцентризме уже говорят в прошедшем времени. ;)
Мне нравится1
Шамиль Валеев
если бы наши дорогие этноозабоченные сограждане чуть лучше вспомнили средневековую историю Евразии (которую, судя по всему, пока ещё глубоко не изучали), то увидели бы, что

— Мажитов говорит о 3 веке нашей эры, которым датируется начало Уфа-2
— Тюрки, включая башкир того времени, здесь появились в 8-9 веке, примерно через 500 лет после того, как наш любимый город уже был.
Кто-то уже жил.
Не тюрки.
Может, финноугры.

1/2 тысячелетия — это примерно сопоставимо с историей Уфы после постройки русской крепости Нагого.

Вывод: Делать этнопривязку к археологии очень трудно.

И увязка своих недавних обид на этнократический режим с материальными свидетельствами о жизни нашего города 1600 лет назад — это просто кормление личных душевных демонов.

Самое важное - не дать срыть без следа то, что там нашли.
Мне нравится0
Равиль Харисов
Цитата
Шамиль Валеев пишет:
если бы наши дорогие этноозабоченные сограждане чуть лучше вспомнили средневековую историю Евразии (которую, судя по всему, пока ещё глубоко не изучали), то увидели бы, что

— Мажитов говорит о 3 веке нашей эры, которым датируется начало Уфа-2
— Тюрки, включая башкир того времени, здесь появились в 8-9 веке, примерно через 500 лет после того, как наш любимый город уже был.
Кто-то уже жил.
Не тюрки.
Может, финноугры.

1/2 тысячелетия — это примерно сопоставимо с историей Уфы после постройки русской крепости Нагого.

Вывод: Делать этнопривязку к археологии очень трудно.

И увязка своих недавних обид на этнократический режим с материальными свидетельствами о жизни нашего города 1600 лет назад — это просто кормление личных душевных демонов.

Самое важное - не дать срыть без следа то, что там нашли.
Вы просто забыли сказать об эпосе Урал батыр,про Шульган,интересно когда они появились?
Мне нравится0
Irnis Haliullin
насчет кочевников - почему-то у нас повелось считать, что это менее развитые народы, чем оседлые.

Не знаю как считают историки, но на мой взгляд - кочевники оптимально использовали свою среду обитания (гуглить "степной биоценоз" ;) и по экономической эффективности превосходили оседлые народы своего времени - отсюда и орды кочевников, т.к. они могли выделить больше народу на "непроизводительные расходы", т.е. воинов.

А насчет культуры - города и прочую инфраструктуру в Великой Степи сумели построить и содержать ровно две цивилизации - ордынская и советская. Очень интересное видео про города Золотой Орды: http://www.youtube.com/watch?v=RyoNLBa0RJ4
Мне нравится0
Шамиль Валеев
Цитата
Равиль Харисов пишет:
Цитата
Вы просто забыли сказать об эпосе Урал батыр,про Шульган,интересно когда они появились?
я не знаю, не имею филологического образования, я учился археологии у Н.А.Мажитова.

знаю лишь, что у филологов есть традиция "удревнения", им махнуть пару десятков тысячелетий туда-сюда ничего не стоит, датировка - не совсем их предмет, скорее, тема для источниковедческого исследования в рамках исторической науки.

На нынешнем этапе изучения Уфа-II очень трудно сопоставлять устные сказания и археологические находки.
Мне нравится0
Шамиль Валеев
Цитата
Irnis Haliullin пишет:
насчет кочевников - почему-то у нас повелось считать, что это менее развитые народы, чем оседлые.
Вроде этот имперский бред в науке уже побеждён, в обыденном сознании осталось представление об этом.
А сейчас в голове у людей такая каша и фолькхистори-оккультно-фэнтэзи чушь, что через поколение уже не будет интересно никому, кто там оседлый, кто - кочевой.

Авторизуйтесь или войдите через любой соц. сервис для комментирования и оценки материалов: