Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Рецепты межнационального согласия

Рецепты межнационального согласия Фото с сайта www.spblife.info. Фото с сайта www.spblife.info.
27.04.2011 08:45:00

Заветная мечта людей: мир, согласие, дружба, сотрудничество. К сожалению, в течение десятков тысяч лет правители редко позволяли им жить в мире и согласии, без ущемления прав и свобод тех или иных этнических групп. Приятно, что Президент Р.З. Хамитов, внося свой вклад в решение этой глобальной проблемы, объявил текущий год Годом укрепления межнационального согласия.

К осознанию ценности межнационального согласия Россия продвигается многие сотни лет. Почему так долго? Во-первых, ее невозможно укрепить один раз, и навсегда. Эта работа не терпит простоя. А во-вторых, межнациональное согласие – это первое условие, чтобы начать строить общие планы. В процессе сочувственного обсуждения возникающих проблем и совместной деятельности крепнет дружба. В инициировании и поддерживании этого процесса велика роль духовных лидеров, всеобщих любимцев, писателей и ученых. В ХХ столетии для нас всеобщим кумиром стал народный поэт Башкортостана Мустай Карим – выразитель переживаний, дум и чаяний людей самых разных национальностей.

При вспоминании Мустая Карима из глубины памяти всплывают слова Евгения Евтушенко: поэт в нашей стране - больше, чем поэт.

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

В 1987 году Мустай Карим, проанализировав ситуацию, сложившуюся в обществе, написал эссе «Разговор в своем кругу»: произведение, весьма востребованное перестройкой, демократизацией, гласностью. Сила его воздействия на умы современников была такой, что прошло почти четверть века, но не забывается. Я тоже перечитываю его. Будь моя воля, я поставил бы памятник с автографом Мустая Карима: «Когда на тебя с добром смотрят со стороны, стараешься быть не хуже самого себя и в труде, и в песне».

Разве это не рецепт?

Заявив на весь мир, что если «на тебя с добром смотрят со стороны, стараешься быть не хуже самого себя», поэт привел примеры, которые не выискивал где-то за тридевять земель или, как тогда было модно, в странах «загнивающего капитализма». Он написал о том, что он сам каждодневно наблюдал и лично знал: о родном, любимом и дорогом - о Башкортостане.

Я достаю с книжной полки томик поэта. Читаю…

«За многие годы я не помню, чтобы наши республиканские газеты, выходящие на трех языках – башкирском, русском, татарском (в то время других газет не было - И.Т.), давали запоминающиеся материалы о жизни, быте, нравственном и эстетическом опыте, обычаях, обрядах, традициях проживающих в Башкирии, к примеру, 122344 чувашей, 106793 марийцев, 75571 украинца, 35900 мордвы, 25906 удмуртов,17243 белорусов, 11336 немцев, 5877 евреев, 2607 латышей, 491 цыгана. Чем они, кроме выполнения хозяйственных планов, озабочены, какие нужды, какие радости, какие беды и обиды у них? Когда не знаешь, конечно, все в порядке. И телевидение наше в этом отношении не отличается особой сердечной щедростью. Случается, во время парадных показов творчества народных талантов промелькнет на экране несколько чувашских улыбок и пропляшет несколько пар марийских ног. Потом большой перерыв. Что касается башкирской художественной литературы, то в ней я не припомню ни одного крупного, полнокровного образа представителя иноязычных народов, с кем многие сотни лет живем не просто рядом, а вместе… Нам необходимо всеми средствами чаще показываться друг другу, распахивать души».

Вот ведь как! Нам надо, да что там надо, крайне необходимо!, чтобы мы могли доверять друг другу, чаще показываться, быть доступными, открытыми и понятными. Это тоже – рецепт.

Следующий рецепт Мустай Карим извлек из сокровищницы этнопедагогики и… пожурил коллег. В былые времена так поступал свекор: я делаю замечание дочери, но услышит меня сноха. Действительно, если ты – народный публицист, деятель культуры, «конструктор человеческой души» и желаешь добро родному этносу, разве будешь игнорировать чувства, проблемы, заботы людей других национальностей, тем самым умножая ряды недоброжелателей, живущих «не просто рядом»? Мне не припоминается столь беспощадная самокритика среди публицистов других республик Советского Союза. Замечания и пожелания Героя Социалистического Труда, народного поэта и великого гражданина XX века должны были услышать всюду. Но в столицах Союза не услышали. В 1991 году катастрофа не заставила себя ждать... Ныне ее объясняют банкротством неэффективной советской экономики. Это правда. Но истоки банкротства, все-таки, в головах. В теоретико-идеологическом болоте, куда загнала себя наша советская политическая бюрократия, владевшая, пользовавшаяся и распоряжавшаяся от имени народа всей государственной собственностью страны.

В ряде регионов России народного поэта все же услышали. А где услышали, там и полюбопытствовали: «Мы много премий и званий присуждаем писателям и ученым за счет налогоплательщиков, но есть ли в нашей художественной, научной и учебной литературе образы иноязычных народов, их выдающихся представителей?». Я тоже поинтересовался. Теперь могу сообщить, что в чувашской литературе существуют образы башкир, русских, татар, марийцев, украинцев «и других» представителей «иноязычных народов”. Причем не комичные, не сатирические. Я встретил их в произведениях Александра Калгана, Ираиды Петровой-Нарс, Филиппа Вуколова-Эрлика, Якова Ухсая, Михаила Юхмы, Александра Савельева-САСа (список можно продолжить)… Отрадно, что писатели, чьи сердца благодаря Константину Иванову и Якову Ухсаю, по факту их рождения, навеки спаяны с Башкортостаном, тоже не хотят быть хуже самого себя. К их чести они и сегодня корпят над переводами. Результат: с произведениями поэтов Башкортостана чуваши первоначально знакомятся на своем родном языке. Но проблемы общества и творческой интеллигенции продолжают усложняться. Объективные реалии, тенденции, потребности таковы, что с каждым годом на всем пространстве России многонациональность будет только расти. Значит, ни литература, ни киноискусство «глобализирующейся» страны не смогут обойтись без «заселения» сознания современников «крупными, полнокровными образами представителей иноязычных народов» точно так же, как уже полвека не создается ни один голливудский фильм, если среди главных действующих лиц нет афроамериканцев и азиатов. Как показали декабрьские события в Москве, нынешнее поколение россиян не меньше американцев остро нуждается в повседневно ощущаемой многонациональности, в полнокровных образах героев, чиновников, силовиков разных национальностей.

В своем произведении Мустай Карим опирался на данные переписи населения 1979 года. В тот период они не особенно беспокоили. Однако за 40 лет много воды утекло. В XXI веке мы столкнулись со сногсшибательным фактом: языки 136 российских народов пополнили общемировой список покидающих историческую арену. Специалисты ЮНЕСКО изучали девять красноречивых ситуаций. Среди них отношение людей к родному языку, численность носителей соответствующей этничности, переход языка от поколения к поколению, доступность учебных материалов…

Подумать только, в современной России 136 обреченных языков. Они испокон веков «сообщались» между собой. Они обогащали мировой опыт, представления человечества о природе, окружающем мире и космосе души. Они поддерживали экологию сознания. Они обеспечивали в нем некий кругооборот ценностей, открытий, выполняли функции родников, рек, лесов. Они несли из глубины веков информацию о прошлой жизни. По ним нетрудно реконструировать исторический путь народов нашей планеты. И вот – их не будет. Почему же мы, что имеем - не храним, а потерявши плачем? Мировая наука в экстазе от каждого клочка бересты, каменной плиты и пергамента, найденного с автографом древнего человека, а тут перед нами 136 вымирающих российских языков. Это - не предвестник глобальной гуманитарной катастрофы, а сама катастрофа, которая не первый век стучится в окна и двери соотечественников. «Вымер язык в устах народа - вымер и народ,- разъяснял в 1861 году русский педагог-просветитель К.Д. Ушинский.- Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа - этого величайшего из всех созданий божиих на земле?».

Возникает вопрос, а в чем тогда смысл существования на нашей планете стольких государств, если они не могут обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие языков и культур? Или наши великие правители видят назначение государства только в обеспечении биологического функционирования гомо-сапиенса? Тогда в чем отличие жизни человека от «смысла жизни» остальных животных?

В природе сильное животное питается слабым,- не без основания печалится один из героев башкирского народного эпоса «Урал батыр». Это так. В дикой природе иначе не будет. Но в нормальном человеческом обществе по-другому. Здесь вопреки законам джунглей на защиту слабого всегда приходит сильнейший.

Сейчас я поспорю с В.В. Маяковским. Мне не хочется повторять за ним:

Единица!

Кому она нужна?!

Голос единицы

тоньше писка.

Кто ее услышит?

Возможно, в том-то и беда нашей России, что ей не хватает миллионов продвинутых «единиц», которые в состоянии внушить родному народу не только комплекс неполноценности, но и вернуть веру в собственные силы, подпитывать в нем созидательный дух, возглавить прорыв страны на мировой уровень, а заодно спасти и 136 вымирающих языков. Сейчас мы имеем то, что имеем. Это – политическая бюрократия, служащая сама себе, и совершенно нищий народ при несметных ресурсах.

Нищета народа – главный тормоз современной России. Как сказал академик В.В. Николаев, россиянину надо богатеть. Без возможности многократно увеличить доходы каждой семьи нашей стране не удастся не то, чтобы модернизироваться, но даже худо-бедно поспевать за развитием информационного общества. Из-за безденежья (малоденежья – неважно) большинству населения недоступны современные технические и технологические достижения и возможности. Мировой прогресс опережает развитие менталитета, мировоззрения, образования, способностей, умений и даже желаний. Ведь ныне и захудалой МТС нужен не токарь с аттестатом ПТУ. Здесь также как в Японии, рабочий должен быть с высшим образованием, а в российских условиях – еще и универсальным практиком. Страну может поднимать только такая «единица»: любящая родину, любящая людей, имеющая возможность богатеть своим трудом, образованная, универсальная, талантливая, инициативная и ответственная. Только такие «единицы», благодаря интернету и компьютерным технологиям, могут оперативно обновлять и пополнять недостающие знания, заявить о себе, участвовать в жизни страны, онлайн общаться с «большими начальниками» с непременными полномочиями пущать/не пущать.

Сергею Эйзенштейну, создававшему фильмы, и Льву Толстому, чьи рукописи приходилось многократно переписывать от руки супруге или секретарям, современные темпы жизни и технические возможности даже не снились. Наверное, и Мустай Карим в 1987 году вряд ли рассчитывал, что в Башкортостане за считанные годы откроются новые национальные театры и музеи (хотя до европейских нормативов нам все еще далековато), школы и вузы, газеты и журналы, собственные радио- и телеканалы, что даже в городах многонациональность станет будничной, привычной, необходимой. Еду в автобусе и слышу звучание разных языков. Никому не мешают ни «чужие» песни, ни речь…

Человечество, с какими бы трудностями ему не приходилось столкнуться в своем развитии, поступательно движется в одном направлении: к межнациональному согласию и сотрудничеству, свободе личности и демократии, справедливости и гуманизму, сохранению своего культурного наследия. С этим невозможно не считаться: разумной альтернативы нет.


Назад в раздел Печать
Если вы заметили ошибку в статье, сообщите об этом в редакцию, выделив мышью слово с ошибкой и нажав Ctrl+Enter. Ваша помощь в улучшении материалов для нас неоценима!
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
Голосов: 5, Баллов: 21

Мне нравится0
артур777
Вот и я о том же!!!Нужно зарабатывать,развиваться,помогать тем,кто в силу ряда причин не может жить хорошо.Вокруг полно нуждающихся больных детей,сирот и не важно какой они национальности.Вспомните,последние 15 лет,75 процентов правительства состояло из людей одной национальности. И что? К чему мы пришли? Чего мы добились? Ах да,мы добились отсталости,приватизации всех крупных и выгодных объектов,ну и в итоге заслуженных и ошеломляющих результатов счетной палаты,которые узнали недавно.Вот к чему приводит национализм :evil:
Мне нравится1
Радик Мухарямов
Сейчас развелось много демагогов, живущих на низменных чувствах людей в поиске "врагов". Для одних эти враги - те кто хорошо отзывается об СССР, для других люди иной веры или национальности и т.д. Почему их стало много. Да потому, что много обездоленных. Кто виноват в их обездоленности? Вот и ищут виноватых. Если обездолен русский, да ещё в нац.республике, то понятно, националы всё для себя, а православным житья нет. То, что люди, как говорится, коренной национальности, порой живут ещё хуже, в расчёт не берётся. Главное, найдены "виноватые". Ребёнок не смог поступить в ВУЗ, тоже они виноваты. Да мало ли причин, в чём можно кого-либо обвинить. Вот и цель жизни появилась. А тут и соратники вокруг сплачиваются. Никакие доводы против в расчёт не принимаются, человек уже загипнотизировался своей идеей. Он нашёл виновных в его неудачах.
А ведь надо-то наоборот, сплотиться вокруг тех, кто хочет улучшить нашу далеко не сладкую жизнь. Почему наша страна, СССР, добилась много? Почему из лапотной превратилась в индустриальную? Конечно, твёрдая позиция лидеров сыграла роль, но мне, кажется, главное, в том, что народ сплотился и у него была общая, пусть и недосягаемая, но общая цель.
Не надо раздраивать народ на нации, на веры. Я не потому, что мусульманин, а потому что немного изучал этот вопрос, ведь веры-то основные одинаковы. Только проповедники были разными. Первыми получили послания евреи. Но как люди прижимистые, они эту веру не распространяли среди других народов, а оставили себе лишь. Видя такую несправедливость, Бог послал Иисуса, началось христианство. Но и его интерпретация или распространение, возможно, чем-то не понравилось, был послан Магомет. Он признаёт всех предыдущих пророков, но утверждает что его вера более хороша. Спорить не буду. Главное, Бог-то один. Так спор, получается, ему не нужен. Он нужен людишкам, представляющим ту или иную веру. Зачем же копья ломать, если это во вред Богу? Он ведь призывает к любви и братству во всех религиях. А мы почему-то об этом забываем.
Мне нравится0
Олег Гайсин
Человек сначала должен элементарно наесться, накормить семью..
Вот когда он удовлетворит элементарные потребности, у него появится желание, и самое главное, ВОЗМОЖНОСТЬ развиваться профессионально, интеллектуально, духовно.
Автор прав 100% :!:
Мне нравится0
Андрей Потылицын
и мои "5 копеек" :
на мой взгляд в России НЕ существует проблемы межнационального согласия! Есть ксенофобия(на уровне инстинктов)- от неё не избавиться никогда, с ней - только бороться. НО есть и силы периодически раздувающие тему! Эти - враг номер один . Именно "они" мешают спокойно сосуществовать и работать черным и белым,башкирам и русским, евреям и арабам....
ИМХО,как говориться...
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Да Мустай Карим: "...не русский я , но россиянин..." - нужна идея, консолидирующая на основе чего-то... ради чего-то... нужна вера, нужна справедливость, чтобы нравственность превалировала над всем другим, у нас есть все возможности и ресурсы, важно, чтобы не мешали развитию...
Мне нравится0
Светлана Гафурова
Согласна с автором материала в том, что во главу угла надо ставить единицу, то есть каждого отдельно взятого конкретного человека, независимо от его национальной. расовой и социальной принадлежности. Если в политике государства человек -главная ценность и это не только провозглашено, но и доказывается на практике. то неважно - какая социальная система в этом государстве: коммунизм ли, социализм ли, капитализм ли. У нас же пока по традиции человек, с его конкретными нуждами и потребностями, с его свободами и правами - на последнем месте и потому мы в целом все не чувствуем себя счастливыми и благополучными. Богатым страшно в таком обществе за свои богатства, бедным просто страшно...
Мне нравится0
Во-первых, поддерживаю Радика Мухарямова в его тезисе о единстве бога и многообразии дорог к нему посредством разных религий. Но сложно донести это до большинства населения, являющегося фактически атеистами.
Вторая проблема - это устойчивые родо-племенные отношения среди людей, это главный признак отбора как на бытовом, так и в профессиональном уровнях. Выражение Ивана Васильевича "Ты чьих будешь?" актуально и сегодня. Отсюда кумовство, блат, профессиональная профанация и коррупция. Принцип "Пусть Самоса - негодяй, но это наш Самоса" действует и сегодня.
Поэтому стенания автора об исчезновении 136 языков считаю бабскими слезами. Придет время, исчезнет и русский язык, как исчез старо-славянский. В этом ничего ужасного нет. Это эволюция социальных отношений.
Поддержка экзотических на определенный период времени культур должно быть исключительно любительским делом. Я категорически против государственных затрат на эти цели.
Статья называется "Рецепты межнационального согласия". Но ни одного рецепта в ней не прозвучало. На мой взгляд, любое согласие может быть там, где все стороны согласны с существующим положением дел. А это может быть только в том случае, если:
- отсутствуют несправедливое распределение государственных средств,
- преимущественный отбор в различные инстанции,
- насильственное насаждение ненужных в пределах страны правил, чуждых для другой стороны,
- фарсы по созданию различных соборов по национальному признаку.
Поэтому все в руках у власти. Перестанут делать эти вещи, не будут делать вид, что они ратуют за межнациональное согласие, согласие само придет. Иначе, людей не обмануть слащавыми призывами к всеобщей благодати и фактической пустопорожней деятельностью.
Мне нравится0
Александр Красноперов пишет:
Цитата
Вторая проблема - это устойчивые родо-племенные отношения среди людей, это главный признак отбора, как на бытовом, так и в профессиональном уровнях. Выражение Ивана Васильевича "Ты чьих будешь?" актуально и сегодня. Отсюда кумовство, блат, профессиональная профанация и коррупция. Принцип "Пусть Самоса - негодяй, но это наш Самоса" действует и сегодня.
Это очень точно сказано, поддерживаю Александра Красноперова. Яркая иллюстрация - появление в России в русском языке в 90-е годы слова "семья" в политическом смысле - вы все помните, к кому это относилось. А то, что в российском правительстве был премьер-министр Зубков и его зять Сердюков (вы ведь на это намекали,господин Красноперов?) - такого даже у нас не было никогда, слава Богу. Насчет родо-племенных отношений Красноперов прав - смотрите недавно появившийся сайт «Власть семей-2011. Правительство» http://www.election2012.ru/reports/1/

Цитата

Поэтому стенания автора об исчезновении 136 языков считаю бабскими слезами. Придет время, исчезнет и русский язык, как исчез старо-славянский. В этом ничего ужасного нет. Это эволюция социальных отношений.
Согласен с Красноперовым. Все мы когда-нибудь исчезнем. Поэтому можно прийти к чьему-нибудь родственнику и сказать: "Придет время, и я исчезну, как и мой прадедушка. В этом ничего ужасного нет. Поэтому твой плач о твоей больной маме считаю бабскими слезами."

Цитата
Поддержка экзотических на определенный период времени культур должно быть исключительно любительским делом. Я категорически против государственных затрат на эти цели.
Полностью согласен с Красноперовым. У нас в Башкортостане культура папуасов Новой Гвинеи - экзотическая на нынешний период времени. Я тоже категорически против государственных затрат на эти цели. Какие еще культуры Красноперов считает экзотическими, не знаю. Пусть скажет.

Цитата
Статья называется "Рецепты межнационального согласия". Но ни одного рецепта в ней не прозвучало. На мой взгляд, любое согласие может быть там, где все стороны согласны с существующим положением дел. А это может быть только в том случае, если:
- отсутствуют несправедливое распределение государственных средств,
Верно. В настоящее время присутствует несправедливое распределение государственных средств. Государственные средства идут, например, на поддержку Магаданской области и Чечни.
Цитата
- преимущественный отбор в различные инстанции,
Точно. Читайте здесь http://blog.kp.ru/users/skripkolesa/post77834972:
"Требования к кандидату в Кремлевский полк
* Рост - не менее 175 см.
* Внешность славянского типа."

Цитата
- насильственное насаждение ненужных в пределах страны правил, чуждых для другой стороны,
Полностью согласен. Сколько можно терпеть насильственное насаждение в пределах страны Петросяна, Петрика, Дома-2 и реформы пенсионной системы - увеличения возраста выхода на пенсию женщин до 60, а мужчин до 65 лет?
Цитата

- фарсы по созданию различных соборов по национальному признаку.
Ну не знаю, здесь я бы с Вами не согласился. Почему Вы считаете фарсом фонд "Русский мир"? А вот вам наперекор цитата из "Независимой газеты":
"На этой неделе учрежденный президентом фонд «Русский мир», созданный совместно Минобрнауки и МИДом, обрел главу и попечительский совет. Возглавил структуру известный близостью к Кремлю политолог, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Советом руководит подруга жены президента, ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Людмила Путина, напомним, является основателем Центра развития русского языка и давно курирует «русскоязычную» тему, активно участвует во всех мероприятиях, популяризующих русский язык за рубежом...
Денежное содержание фонду пока не назначено, но это будет государственный бюджет, подтвердил «НГ» Вячеслав Никонов.

Цитата
Поэтому все в руках у власти. Перестанут делать эти вещи, не будут делать вид, что они ратуют за межнациональное согласие, согласие само придет. Иначе, людей не обмануть слащавыми призывами к всеобщей благодати и фактической пустопорожней деятельностью.
Браво, Красноперов. Какой Вы все-таки молодец.
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
если меньше или вообще не говорить о национальности и нациях,то все уляжется и никто не вспомнит о том, что кто-то какой-то нации.. когда люди общаются, они не спрашивают, какой ты нации,а просто общаются ... :)
Мне нравится0
Низам Исхаков
Цитата
Андрей Потылицын пишет:
[QUOTE]Андрей Потылицын пишет:
на мой взгляд в России НЕ существует проблемы межнационального согласия! Есть ксенофобия(на уровне инстинктов)-
Даниель, ты прав! Есть надуманное, есть раздуваемое ради корыстных личных целей, политических, в том числе, чтобы как можно сильнее замутить воду, чтобы не углядели истинное лицо самого крутильщика.
Мне нравится0
Низам Исхаков
Цитата
Айдар Бикмаев пишет:
когда люди общаются, они не спрашивают, какой ты нации,а просто общаются
Люди всегда находят общий язык. В отличие от горе-политиков, клоунов-депутатов в частности, которые, вместо того, чтобы решать государственные задачи, надумывают всякую ахинею.По сути оболванивают избирателей
Мне нравится0
Артур Гафаров
Когда то в Адлере все пионеры объединялись!?

Авторизуйтесь или войдите через любой соц. сервис для комментирования и оценки материалов: