Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Местная литература по Гамбургскому счету

Местная литература по Гамбургскому счету Фото с сайта http://varvar.ucoz.org. Фото с сайта http://varvar.ucoz.org.
29.01.2012 09:24:12

Недавно начала перечитывать «Бесов» Достоевского. И страшно удивилась. До чего же современный текст! Как будто и не прошло с момента его написания почти полтора столетия! Те же, что и сегодня, разговоры, идеи, психологические типы. Чего только стоит один Степан Верховенский, приживальщик генеральской вдовы, либерал без всякой цели, со смаком и надрывом рассуждающий под халявное шампанское о свободе, о народе, о реформах. А как что, при малейшем волнении холопов (действие-то в романе происходит накануне освобождения крестьян) умоляющий губернатора прислать войска для усмирения мужиков, да побольше!

Впрочем, я не об этом хотела сказать. А о нашей нынешней местечковой словесности, которая имеет место быть и присутствует на страницах единственного нашего толстого литературного журнала «Бельские просторы». По традиции двенадцатый номер этого журнала считается экспериментальным, и в нем каждый год отдается предпочтение молодым и начинающим авторам. Этим-то данный номер интересен, и потому каждый год одно заседание УФЛИ, литературного объединения «Уфимская литература», посвящается его обсуждению.

На этот раз, впрочем, как и в прошлом году, на заседании присутствовал представитель уважаемого печатного издания, уфимский литератор Игорь Фролов. Как всегда, было высказано множество мнений, порой диаметрально противоположных. Но, как говорится, о вкусах не спорят. Я же решила оценить этот номер со своей точки зрения, избрав основным критерием оценки соответствие (или несоответствие) мессиджа того или иного автора современности. Это может выражаться и в форме, то есть, в лексической и стилистической составляющей текста; и в содержании, то есть, в отражении того мироощущения, которое присуще только нашему времени и никакому другому.

С этой точки зрения я выделила лишь несколько поэтических и прозаических текстов, авторы которых, на мой взгляд, современны и не вторичны.

Журнал открывает подборка стихов молодого автора Александра Марьина, которую он озаглавил «Аффтар ЖЖОТ». Поначалу я подумала, что это на китайском. Но, прочтя стихи, поняла, что автор в совершенстве владеет современным компьютерным сленгом, где всякие правила орфографии полностью отвергаются. Отсюда «превед, Медвед» и стишки типа:

«Я печатаю с ноутбука.

Отправляю на мыло стих.

Я пишу не так много букав,

чтоб читатель асилил их».

Компьютер подчеркивает этот опус сплошь красным, но читателям нравится. Он для того и написан, чтобы заслужить «камент», типа «Аффтар ЖЖОТ!!!»

На первый взгляд, это суперсовременно. Ведь сегодня быть неграмотным, коверкать язык - модно. Но, на второй, - понимаешь, что эта актуальность сиюминутна и скоротечна.

Более глубокими по смыслу и мироощущению мне показались стихи Алексея Сомова, особенно одно из них - «Союз Тьма-4». Здесь прослеживаются отблески нового космического сознания землян, которые, впрочем, и «ныне хозяина пустоты всячески славят, как положено теплокровным, живородящим, лживым, слабым…»

Из прозы, как и многих выступивших на УФЛИ, меня лично зацепило сочинение Рустама Ильясова «Любовь неудачника», последнего лоха из города Дюртюли, как сам себя представил автор. На первый взгляд, этот текст кажется бессмысленным шизофреническим потоком сознания. Но вдруг в этом потоке, как электрошоком, читателя пробивает какая-нибудь абсолютно гениальная фраза вроде этой: «Но я не думаю еще о безоговорочной капитуляции, ибо она наступает в момент смерти, да и то необязательно». Когда же текст прочитан до конца, то понимаешь, что автор интуитивно нащупал некую важную и очень актуальную современную мысль-идею. Она в том, что даже полностью искалеченный, растоптанный и фактически уничтоженный социумом отдельный индивид может создать свой собственный внутренний фронт сопротивления и сражаться до полной капитуляции врага, если у него есть хотя бы призрачная иллюзия любви.

Этот текст современен по мысли-идее, но не оформлен лексически и стилистически. В отличие от текста Игоря Голубенцева «Калиюга севера». Он в этом отношении безупречен и доставил лично мне большое эстетическое наслаждение. Недаром коротенькие миниатюры этого автора вошли даже в лонг-лист какого-то престижного литературного конкурса. Это современно и по мироощущению, и по словесному оформлению.

Порадовало и то, что в двенадцатом номере «БП» из почти сорока авторов представлено четырнадцать питомцев УФЛИ. Значит, все-таки «скорбный труд» руководителя УФЛИ Айдара Хусаинова не пропал даром. Конечно, и господин Фролов немало поспособствовал тому, что произведения уфлийцев увидели свет на страницах журнала, за что ему отдельное спасибо.

Поразило меня творчество Варвары Малыгиной. Эта скромная молодая женщина, зачастую стеснительно и молча присутствующая на заседаниях УФЛИ, оказалась на самом деле глубоким и тонко чувствующим мыслителем и философом. Чего только стоит ее стихотворение «Жить страшно. Умирать страшно…» Да и про портрет Дориана Грея неплохо получилось.

Конечно, более жизнерадостно и жизнеутверждающе творчество Галарины, пожалуй, самой интеллектуальной и информированной из всех нас представительницы УФЛИ, умудряющейся при всем своем «умище» оставаться стопроцентной женщиной. Впрочем, мне показалось, что в 12-м номере были представлены не самые лучшие ее стихи…

Однако, неблагодарное это дело - пересказывать содержание книги или журнала. Я хотела просто привлечь внимание читателей «ОЭГ» к тому, что и в наших пенатах, не иссякая, течет поток литературного процесса. И он достаточно интересен, хотя и неоднозначен.

Отрадно и то, что местные, самые известные уфимские литераторы, как-то Александр Иликаев, Игорь Савельев, Артур Кудашев, Сергей Матюшин, Салават Вахитов, Всеволод Глуховцев, Юрий Горюхин, Светлана Чураева делают многочисленные попытки оценивать труды собратьев по перу по высшему Гамбурскому счету. В двенадцатом номере «БП» такой процедуре подвергся Игорь Фролов. И это вселяет надежду на беспрерывность роста и на создание таких текстов, которые не теряют актуальность и спустя века, как, например, текст Достоевского, с которого я и начала свое повествование. Подобные произведения проверку Гамбурским счетом проходят и сегодня на все сто!


Назад в раздел Печать
Если вы заметили ошибку в статье, сообщите об этом в редакцию, выделив мышью слово с ошибкой и нажав Ctrl+Enter. Ваша помощь в улучшении материалов для нас неоценима!
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
Голосов: 6, Баллов: 20

Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Ну там-то, может, и по счету Гамбурскому, ну а здесь по какому...:)
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Ну, блин, на Достоевского замахнулись! Думаю, это Светлана подбадривает просто молодых авторов. Дело нужное, а то наши редактора (или редакторы, как правильно? За мою жизнь уже несколько раз менялось правило написания, то трактора писали, то тракторы, то вновь обратно. Ну я то находил выход, в лесу, в основном, трактора особенные работают и я писал просто "трелёвочники":) ) привыкли больше руки отбивать авторам. Видимо, чтобы на авторские гонорары больно не зарились :) . Надо молодых поддерживать. Хотя, говорят, в самом Гамбурге (как и по всей Германии) Гамбургский счёт означает не то, что мы привыкли думать, а то, что молодой человек и девушка, короче, каждый платит сам за себя.
Мне нравится1
Леонид Некрасов
Есть великие классики, одного из которых вы упомянули в начале поста. Есть известные уфимские литераторы, которых перечислили в конце. Но есть и молодая талантливая молодёжь, которой необходимо давать возможность себя реализовывать. Возможно, кто-то из них станет наиболее цитируемым классиком, а кто- то просто известным уфимским писателем.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Радик Мухарямов пишет:
а то наши редактора привыкли больше руки отбивать авторам.
Извините, малость ошибку дал (зато прошёлся по меняющимся правилам грамматики русского языка). Не редакторов я имел в виду, а издателей.
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Чтоб писать что то хорошее ,надо читать что то хорошее и желательно с самого самого детства,потому как потом уже поздно .
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Чтоб появился Достоевский, надо открывать казино.
Мне нравится0
Светлана Гафурова
А казино и не закрыты, просто под другими вывесками работают...
Мне нравится0
Светлана Гафурова
Так что все условия для появления нового Достоевского у нас есть!
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Ну так вот и Достоевский где-то, подпольный бродит.он просто не знает, куда обратиться. куда не обратишься, везде соавторы найдутся .:)
Мне нравится0
Константин Жуков
У меня знакомый парень пишет замечательные стихи, грамотные, не может напечататься , даже в районке, больно серьезные говорят. Я ситуацию тоже немного знаю. Но посоветовать, что ему сложно сказать..
Мне нравится1
Светлана Гафурова
Пусть придет В УФЛИ
Мне нравится0
Константин Жуков
Печатают либо о зиме и лете, если о политике, то должно быть много шума и никто при этом не пострадал, а если конкретики добавить, вряд ли кто напечатает
Мне нравится0
Светлана Гафурова
В Уфе есть только две возможности напечататься. Это газета "Истоки" и журнал "Бельские просторы". Ваш знакомы туда обращался?
Мне нравится0
Константин Жуков
Я в тонкости не вдавался, но насколько знаю, обращался, пару лет назад
Мне нравится0
Кетти Татушева
Молодые и начинающие - синоним у автора?
Кое-где в сетях появляются произведения малых форм, которыми зачитываешься, а автору за семьдесят.
Может, будем говорить об авторах начинающих и авторах молодых не вкупе?
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Надо говорить просто о талантливых, кто-то начал так писать, а кто-то кончил, а кто-то и не начинал, хотя член всяких и вся.

Авторизуйтесь или войдите через любой соц. сервис для комментирования и оценки материалов: