Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Церковь требует вернуть четыре здания в Уфе

Церковь требует вернуть четыре здания в Уфе Фото Олега Яровикова. Фото Олега Яровикова.
16.01.2012 15:22:51

Русская православная церковь хочет вернуть себе четыре здания в Уфе, принадлежавшие ей до революции. Права религиозной организации на безвозмездную передачу зданий защищены соответствующим федеральным законом. Достигнуто и взаимопонимание по этому вопросу с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым. Однако чиновники на местах почему-то не торопятся возвращать имущество, придумывая всякий раз какие-нибудь уловки.

А предыстория проблемы такова. 30 ноября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот закон предполагает безвозмездную передачу зданий, ряда земельных участков и иного имущества, за исключением музейных ценностей и национального библиотечного фонда, Русской православной церкви, мусульманским духовным управлениям и иным религиозным организациям. Речь идет преимущественно об имуществе, принадлежавшем им до революции и конфискованном после 1917 года.

В свое время, после вступления этого закона в силу, в СМИ и в интернете, как из рога изобилия, посыпались обвинения в адрес ненасытных священников, которые якобы, злоупотребляя этим законом, повсеместно присваивают себе памятники архитектуры и культуры. Однако давайте взглянем на то, как реально обстоят дела с реализацией закона о реституции церковного имущества хотя бы на примере нашей республики.

По словам митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, в Башкортостане передаче церкви подлежат в общей сложности 190 зданий. И наиболее сложно вопрос с их возвращением решается в Уфе. В этом городе церковь до сих пор не получила ни одного здания, хотя с момента вступления федерального закона в силу прошло уже более года. Почему же местные власти не торопятся исполнять федеральный закон?

- Я встречался по этому вопросу с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым, - прокомментировал ситуацию митрополит Никон на недавней пресс-конференции. – Он с пониманием отнесся к данной проблеме. И процесс передачи зданий в нашей республике запущен. В свою очередь, мы тоже понимаем все связанные с ним сложности, понимаем, что для передачи нам зданий, кого-то придется переселять из них.

Но хотя руководство Башкирии понимает проблему и хочет ее решить, на местах, по словам митрополита Никона, дело нисколько не движется. Чиновники почему-то наоборот предпринимают все возможное для того, чтобы максимально затормозить процесс передачи.

В пример владыка Никон привел дом по улице Зенцова, в котором до революции располагалось административное здание Вознесенского храма, а впоследствии - вечерняя школа.

- Как только я стал просить вернуть здание, администрация города его тут же кому-то отдала в аренду, якобы под частный детский сад, - сказал митрополит Никон. – Понятно, чтобы не возвращать его.

Действительно, в соответствии со статьей 12 ФЗ № 327, то муниципальное и государственное имущество, которое сдано в аренду третьим лицам, может быть возвращено религиозной организации только после истечения срока договора аренды. И это значит, что вопрос с возвращением данного здания откладывается в долгий ящик.

А вот еще один пример. В 1990 году владыка Никон просил передать церкви здание бывшего женского духовного епархиального училища по улице Тукаева, 48. На тот момент здание находилось в полуразрушенном состоянии. У него не было ни окон, ни крыши, ни дверей. Но как только зашла речь о передаче, дом тут же отремонтировали и устроили в нем сначала госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны, а потом госпиталь ветеранов войн. Естественно, Уфимская епархия сняла тогда все свои претензии на это здание. Ну, согласитесь, как-то нелепо выглядели бы священники, пришедшие выселять на улицу несчастных ветеранов. Конечно, закона о реституции на тот момент еще и в помине не было, но все-таки этот случай хорошо демонстрирует принципиальное нежелание местных чиновников отдавать что-либо церкви.

В Уфе сохранилось много дореволюционных зданий, принадлежавших РПЦ. Митрополия в Республике Башкортостан хочет вернуть себе хотя бы четыре из них. Помимо обозначенного выше госпиталя ветеранов войн, это здание бывшей уфимской духовной семинарии по улице Карла Маркса, 3, где сейчас расположены несколько министерств и ведомств, а также жилой дом по улице Карла Маркса, 5/7 – в нем до революции располагалось общежитие семинаристов. Четвертый объект, на который претендует церковь – бывший Вознесенский храм по улице Зенцова, где теперь расположена общеобразовательная школа №10 Ленинского района Уфы, и уже упоминавшееся административное строение этого храма рядом с ним. Кстати, спортзал 10-й школы сегодня находится в аккурат на том самом месте, где раньше был алтарь Вознесенского храма. Вблизи этого алтаря издревле хоронили церковных настоятелей. По сути, это кладбище. Суеверие, конечно, нынче не в моде, но все-таки вряд ли вам станет приятно, если вы узнаете, что ваш ребенок на уроках физкультуры скачет по костям…

Зданий, принадлежавших церкви, в Уфе на самом деле гораздо больше. Это, к примеру, и левое крыло Башгосуниверситета – бывшее мужское духовное училище, и двухэтажный жилой дом на перекрестке улиц Гоголя и Заки Валиди, где когда-то жили преподаватели этого училища. Но церковь не претендует на них, прекрасно понимая, что вернуть все не удастся.

- Хорошо будет, если мы сумеем дождаться возвращения хотя бы четырех указанных зданий, - сказал митрополит Никон. – Сегодня самая главная наша проблема – отсутствие полноценного здания епархиального управления. То строение по улице Сочинской, 29, в котором мы сегодня располагаемся, давно уже находится в ветхом состоянии и не соответствует никаким современным условиям работы.

Ситуация с прежними церковными зданиями, по мнению митрополита Никона, очень напоминает ситуацию с детскими садами. Когда-то их у нас было много. Но в перестроечные годы их либо распродали, либо перепрофилировали. И вот теперь, когда рождаемость повысилась, мы кусаем локти и не знаем, как их вернуть, и что делать с многотысячными очередями в детские сады.

- Все некогда церковные здания сегодня заняты различными организациями, переселить которые не так-то просто, - пояснил митрополит Никон. – Кроме того, как только я назову какое-нибудь здание, принадлежавшее ранее церкви, его обязательно тут же продадут кому-нибудь, либо сдадут в аренду или перепрофилируют.

Вот и получается, что федеральный закон до сих пор существует лишь на бумаге. Есть здания, подлежащие передаче, есть государство и муниципалитеты, которые должны здания передать, есть церковь, которая надеется их получить. Но реальной передачи нет. Одни здания проданы, другие в аренде, в третьих госпитали, в четвертых школы или детские сады. Чиновники разводят руками. Чтоб передать старое здание церкви – нужно сначала построить новый госпиталь или школу. А строить якобы не на что.

Различные законы о реституции приняты, кстати, во многих странах. В Прибалтике, например, они достаточно жесткие. На основании таких законов новые хозяева просто приходили и выкидывали старых на улицу. Но ведь у нас все прекрасно понимают, что Русская православная церковь никогда не выставит на улицу ни детей, ни ветеранов. Поэтому церкви в такой ситуации остается лишь молчать и терпеливо дожидаться, когда же ей вернут хоть часть подлежащего передаче имущества. Интересно, долго ли ей еще придется ждать, когда чиновники соизволят исполнить федеральный закон?


Назад в раздел Печать
Если вы заметили ошибку в статье, сообщите об этом в редакцию, выделив мышью слово с ошибкой и нажав Ctrl+Enter. Ваша помощь в улучшении материалов для нас неоценима!
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
Голосов: 14, Баллов: 54

Страницы: 1 2 След.
Мне нравится0
gav610
Слишком жестко автором поставлен вопрос: дай, да выложь. Прежде, чем вернуть церкви здание того же госпиталя на Тукаева, сначала надо построить новый госпиталь. К тому же одно дело вернуть здание под храм (например, на Зенцова), а другое - под епархиальное училище (что, у нас куча желающих учиться в церковноприходской школе?)
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Всё очень просто. Посмотреть когда ФЗ вступило в силу, и с этого момента посмотреть, какие здания и кому переданы в аренду. Посмотреть, кто подписывал и кто визировал бумаги. Тех людей и привлечь к ответственности. Чего, чего, а бумаги у нас сохраняются. Значит и ответчики найдутся. Вопрос только в том, чтобы было желание в этом разобраться. Если захотят остаться в своих креслах, да не расставаться со своим добром, то сами найдут варианты выхода (главное, чтобы не за счёт народа).
Мне нравится1
Венера Кудашева
Коли проводить в жизнь реституцию, то возвращать истинным владельцам здания и земли надо всем! И мечетям и личную собственность реквизированную у граждан.

100 лет почти на на Тукаева 48 лечебные учреждения. Место уже не намоленное, а залитое остатками с операций и перевязок со времен социализма (здесь была крупная ГКБ №1). Привели в порядок после неё и стал госпиталь. Покойная гл.врач Сунаргулова много сил вложила чтобы реставрировать и обновить современными материалами здание. Вряд ли теперь выстроят такой добротный госпиталь, если освободят этот. А число новых воинов РА нуждающихся в лечении не уменьшается...
Мне нравится1
Айдар Бикмаев
Надо больше просить зданий, тогда, может, отремонтируют все что запущено...
Мне нравится0
Леонид Некрасов
А ещё прошу вернуть 50 акров земли, что принадлежало моему прадеду до революции в Дюртюлинском районе. А я являюсь прямым наследником этой земли.
Мне нравится0
Graff37
С уважением отношусь к любой религии, поскольку считаю, что человек верующий духовно чище и возвышеннее человека неверующего. Но сказано: "судите по делам его". А что мы ждем от представителей всех религиозных конфессий? Примера поведения, подвижничества, моральной поддержки. Когда же батюшка или мулла действительно начнут вести себя как первые апостолы, помогать каждому, совершать духовные подвиги - я первый буду за то, чтобы отдать им дома и земли.
Мне нравится0
Ярослав Бенин
C точки зрения моральной (не юридической), городские власти абсолютно правы.
Приходят какие-то церковники и начинают требовать здания. С какой стати? Я знаю тот садик на улице Зенцова, он там уже давно, еще до Медведева. И больницу на Тукаева. Больница нужнее храма, да и детсад тоже. Жилой том тоже важен. Церковники обойдутся.
С точки зрения юридической, обоснованность закона и его соответствие Конституции вызывает большие сомнения. По сути, Медведев по своему произволу решил отобрать здания, находящиеся в муниципальной собственности, и передать их каким-то третьим лицам. Чиновники молодцы, что ищут зацепки, чтобы не выполнять идиотский закон. В идеале надо вообще обращаться в суд и признавать закон недействительным.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
А большинство коментаторов право. Федеральный закон исполнять надо, но почему-то церковь озабочена тем, чтобы вернуть свои строения, а о строениях, отнятых бывшей властью у паствы, молчит. У моих предков также были и земли, и дома, и пр., но всё было в своё время отнято или "добровольно" передано в колхозы. А где это теперь? А насчёт Прибалтики автор прав, именно так и было, как рассказывали нам лекторы, прибывшие оттуда для обучения в одном из институтов повышения квалификации.
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
У моих предков также были и земли, и дома, и пр.
На каком основании эти земли, дома и пр. принадлежали вашим предкам?

Если это действительно так, то ваши предки входили в богатое меньшиннство, им можно только позавидовать.
В 1917-м и последующем годах данное положение вещей было признанно незаконным и изменено.
Вполне возможно, другими вашими предками :)
Мне нравится0
Ярослав Бенин
В связи с незаконным изъятием собственности советской властью в 1917 и последующих годах, предлагаю:
1. Сеть железных дорог на территории современной РФ, построенную в советское время, объявить незаконным техническим сооружением и переплавить в руду. Руду вернуть потомкам собственников рудников в царское время.
2. Фабрики и заводы, построенные во время индустриализации 30-х г.г., объявить незаконными постройками и с ними сделать то же самое.
3. Построенное при Сталине знаменитое здание МГУ туда же.
4. Московское метро засыпать.
5. Единую электрическую сеть, которая осталась после деятельности Чубайса, срезать, цветной металл (провода) вернуть собственникам рудников.
6. Считать Красную Армию незаконным бандформированием. На основании этого отказаться от победы в ВОВ как от незаконной. Вернуть Германии репарации и Калининградскую область.
7. Снести все атомные электростанции, как незаконные постройки. Уран вернуть потомкам владельцев урановых рудников в царское время.
8. Все полученное советскими гражданами бесплатное жилье изъять в пользу потомков землевладельцев.
9. Взыскать с лиц, получивших в советское время бесплатное образование и услуги по здравоохранению, их полную стоимость по ценам 1913 г.
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Да, если строго подходить к этим вопросам, то дойдет до абсурда... Это всегда будет так происходить, если углубляться и копать глубоко... И говорят же почему-то Адамово яблоко, а не Евено..:)
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Если это действительно так, то ваши предки входили в богатое меньшиннство, им можно только позавидовать
Ну завидовать тому, что имея просторный дом, несколько голов скота и пр. атрибуты кулацкой жизни, затем либо переехать в другое место и практически начать с нуля, либо погибнуть в лагерях, думаю нечему. Да и на всё это мне наплевать (не на предков, а на имущество), а вот церкви. как видим не наплевать. Так. что кто ближе к Богу и его всяческим высказываниям?
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
И мечетям и личную собственность реквизированную у граждан.
Самый главный землевладелец до 1917 г. был Царь. Царские поместья тоже возвращаем?
Предлагаю также оспорить отмену крепостного права в 1862 г., проведенную Александром II, и считать отмену права собственности на крепостных незаконным изъятием собственности. Давно пора восстановить справедливость и вернуть холопов их хозяевам!
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
Так. что кто ближе к Богу и его всяческим высказываниям?
Да-да, я помню, что вы верите в чудеса (помятуя ваш эпохальный комментарий к статье о неразрешимых задачах). Цена такому мнению невелика.
Цитата
Ну завидовать тому, что имея просторный дом, несколько голов скота и пр. атрибуты кулацкой жизни, затем либо переехать в другое место и практически начать с нуля, либо погибнуть в лагерях, думаю нечему.
Вы, кажется, не поняли, что я сказал. Большевики не с другой планеты прилетели и даже не из другой страны пришли. Раскулачивание, изъятие собственности и ссылки в лагеря проводились тоже гражданами СССР. Они же принимали законы, по которым все это производилось. Вполне возможно, что этим занимались ваши предки. Говорю это не чтобы вас обидеть, а чтобы вы поняли - глупо менять давние и законные (по тем временам) решения одних предков в пользу потомков других.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Возможно вирус ко мне заполз, т.к. посылал комент, но он не прошёл. Попробую восстановить по памяти:

Цитата
Ярослав Бенин пишет:
ваши предки входили в богатое меньшиннство, им можно только позавидовать
Этого "меньшинства" было миллионы (кулаков, середняков и пр.) и создали они это богатство (в отличии от большинства нынешних миллиардеров) собственным горбом.

А завидовать? Чему? Кому? Тем из них, кому удалось скрыться в Узбекистане, в Уфе или ещё где и начинать всё с нуля? Или тем, кто гнил в лагерях и не добрался до дома? Не думаю, что Вы или кто иной действительно им завидуете.
Заниматься риторикой можно, но история есть история. Из неё надо уроки извлекать, а не строить иллюзий, на то, что стоит сменить лидера и всё сразу наладится. Самим надо над этим работать. Помогать прогрессивным лидерам, а не красоваться на публику (это я не Ярославу Бенину, а в общем рассуждаю).
А насчёт кулацкого имущества у меня заморочек нет. Чтобы мать успокоить я в своё время писал в суд заявление и спокойно плюнул на это дело. Да, мать получала какие-то льготы, и за репрессии, и за то, что ударно трудилась во время войны, и за инвалидность. Но теперь она уже полтора года почти, как умерла. И я забыл о всех этих имуществах (или, забил, точнее).
Вот я, простой гражданин, забыл о претензиях к государству за то, что оно отобрало у моих предков. А вот церковники не забыли. Так кто из нас ближе к заветам Бога, я - атеист, или церковь? Я не в обиду им этот вопрос задаю, тем более в такое празднчное время, когда в Уфе появилась митрополия. Рад за них, это ведь на ступень выше, чем было. Но может всё таки не стоит трогать госпиталь ветеранов войн. Не по божески это, мне так кажется. Хотя я могу и ошибаться, ведь не знаю божеских законов в совершенстве, как они.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
P.S. Только отправил комент, а появился тот, что был отправлен сутки назад. Извиняюсь. Вируса в моём компе нет.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Царские поместья тоже возвращаем
Хорошие у Вас предложения, от души повеселился :) Это не вы сочиняете для Михаила Николаевича? Особо именно по возвращению земель и пр. усопшим, это атомную бомбу, что ли на эту местность? Чтобы отошла земля в мир иной.
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
Этого "меньшинства" было миллионы (кулаков, середняков и пр.) и создали они это богатство (в отличии от большинства нынешних миллиардеров) собственным горбом.
Вы в плену иллюзий.

Что значит миллионы? На рубеже веков в России было около 100 млн. жителей. Подавляющее большинство - крестьяне. Из крестьян большинство было бедняки, кулаков меньшинство.
Проанализирую вашу фразу, что "ваши предки имели земли и дома".
Если человек имел "земли" - т.е. количество, подволяющее ему не заниматься наемным трудом на чужих наделах, и "дома", т.е. больше одного дома - скорее всего, речь идет о помещике. Своё богатсво они создавал отнюдь не собственным горбом, а эксплуатацией крестьян. Это азбука. Богатство потом спускали в Монте-Карлах.
Церковь занималась тем, что освящала существующее положение вещей и получала за это свою прибыль, т.е. право отбирать у крестьянина 1/10 урожая. Помните, у Некрасова, "Кому на Руси жить хорошо", крестьянин разогнул свою спинушку натруженную, и "стоят три дольщика - Бог, Царь и господин". Разумеется, после 17-го попов стали вешать с превеликим удовольствием.
Возвращаясь к вопросу о составе крестьянства. Стоит помнить, что страна находилась в форсмажорных обстоятельствах. Колхозы по тем обстоятельствам (зачаточное машиностроение, тракторов не хватало) были более эффективны, чем индивидуальные хозяйства. С их организацией особо не церемонились, что было то было. Но кто же это был, кто не церемонился? Те самые - другие предки.
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Если человек имел "земли" - т.е. количество, подволяющее ему не заниматься наемным трудом на чужих наделах, и "дома", т.е. больше одного дома - скорее всего, речь идет о помещике. Своё богатсво они создавал отнюдь не собственным горбом, а эксплуатацией крестьян. Это азбука. Богатство потом спускали в Монте-Карлах.
Разные были, но здесь говрится о сельском хозяйстве того времени и предках, которые своим горбом пахали и сеяли и про Монте- Карлы и не знали.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
и "дома", т.е. больше одного дома - скорее всего, речь идет о помещике
Типичная ошибка из-за недосказанности (моя вина). Дело в том, что говоря о землях и домах, я имел ввиду не одного предка, а нескольких. Достаточно обеспеченными были предки, как со стороны матери (её отец не вернулся), так и со стороны отца. А те, кто спускал деньги в Монте-Карло (среди моих, таких богачей не было), оттуда не вернулись. Но, как говорят башкиры: "Лучше быть нищим на Родине, чем ханом на чужбине".

А по статданным, на 1928 год в СССР проживало 5,8 млн кулаков. Только за два года:" В справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ указывалось, что в 1930—1931 гг. было выселено (с отправкой на спецпоселение) 381026 семей общей численностью 1803392 человека"
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Дело не в том, сколько было кулаков.
Кстати, кулаки сами активно участвовали в процессе закладывания неугодных соседей, но и это не так важно.
Главное - кто их раскулачил. А раскулачивание было произведено тоже предками. Вы думаете, что отобравшая собственность Советская власть - это какие-то "они". "Они" пришли и отобрали. Ничего подобного. Советская власть - это "мы". Кому-то не повезло, как вашим предкам и кое-кому из моих. Но были и выгодополучатели, и их было больше - иначе протест против коллективизации увенчался бы успехом.
Сделано было всё очень давно. На тех отобраных землях уже давно выращено зерно, которым кормили бойцов Красной Армии и прочих хороших людей, зерно которое экспортировали за рубеж и на вырученные деньги покупали всякие хорошие вещи. Таким образом, отнятая собственность уже стала основой для громадного количества других произведённых позднее благ. Без этой экспроприации не было бы русской науки, Победы, Гагарина, здравоохранения-образования, ядерного зонтика и прочих ништяков. Учитывая, что все люди давно воспользовались этими благами, и неоднократно, о каком пересмотре может идти речь?
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Кстати, кулаки сами активно участвовали в процессе закладывания неугодных соседей
Ну не только (и не столько) кулаки закладывали соседей. Просто в это время разбудили худшие свойства в психологии отдельных людей. А как добивались признаний и "закладки соседей", это отдельная тема. Отсюда у нас и недоверие к силовым структурам (и небезосновательное иногда).
Мне нравится0
Айдар Бикмаев
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Ничего подобного. Советская власть - это "мы". Кому-то не повезло, как вашим предкам и кое-кому из моих. Но были и выгодополучатели, и их было больше - иначе протест против коллективизации увенчался бы успехом
так все просто, галопом по истории... а сейчас кто виноват в России? Тоже "мы"- власть народа...
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
Просто в это время разбудили худшие свойства в психологии отдельных людей.
Недостаточный довод для очередной экспроприации.
Мне нравится0
Радик Мухарямов
Цитата
Ярослав Бенин пишет:
Недостаточный довод для очередной экспроприации
Я не об экспроприации, а о том, что либо закон надо исполнять, либо его менять. Но опять-таки закон не должен быть избирательным - одних слоёв он касается, а другим шиш, да ещё вместо масла - маргарин прозрачным слоем.
Страницы: 1 2 След.

Авторизуйтесь или войдите через любой соц. сервис для комментирования и оценки материалов: