Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

В Башкирии скучают по цензуре, или Слушайте директиву ЦК ВКП(б)

В Башкирии скучают по цензуре, или Слушайте директиву ЦК ВКП(б)
04.08.2015 09:00:00

Приступая к этой колонке, я надолго задумался, с чего начинать — с частного или общего. Обычно разговор сразу начинается с конкретики: случилось то-то и то-то. Однако полагаю, от начала в духе — «я тут прочитал положение о республиканском конкурсе для молодых писателей» — разбежится в разные стороны половина читателей. Поэтому начнем с общего: с цензуры. Настолько общего, что год назад, выступая на круглом столе в одном из уфимских антикафе, я сделал на эту тему «коротенький доклад, минут на сорок», как говорили в «Карнавальной ночи». Тогда деятели искусств, рекрутированные арт-критиком и экс-колумнистом «Общественной электрогазеты» Кристиной Абрамичевой, собрались затем, чтобы обсудить проблему цензуры (преимущественно в кино, театре и литературе). Поэтесса Марианна Плотникова сосредоточилась как раз на конкретике, поведав о своих проблемах с издательством «Китап» и Башкирским телевидением. Первое устроило целое партсобрание по поводу представленного Марианной сборника стихов, разумеется, отклонив его; второе проявило чудеса акробатики: техникам удалось «запикать» непристойные, по их мнению, слова в стихах Марианны непосредственно в прямом эфире, что делает честь скорости их реакции. Позже даже родилась легенда, что слово, обозначающее вид орального секса, поменяли в эфире на созвучное ему «мопед», но не будем приписывать нашему телевидению чрезмерных чудес: так мы договоримся до того, что они воду превратили в вино (хотя, говорят, в утренних эфирах «Саляма» происходило и не такое).

Как автор с меньшим опытом столкновений с цензурой (слава богу, в московском издательстве «Эксмо», выпускающем мои книги, нравы еще не столь жесткие), я сделал более теоретический доклад, подробно осветив историю вопроса. Кроме того, мне казалось абсурдным даже говорить о том, что цензура — это плохо, потому что об этом черным по белому написано и в Конституции (п. 5 ст. 29: «Цензура запрещается»; п. 2 ст. 13: «Никакая идеология не может устанавливаться как государственная и обязательная»), и в других законах, вплоть до статьи 144 УК РФ (правда, в этих «других законах» речь больше идет о журналистике, нежели об искусстве). Нужно было больше развить эту тему, потому значительная часть граждан не только не знает о запрете на цензуру, но и искренне считает, что цензура — это хорошо. Это подтверждается многочисленными исследованиями, одно из которых опубликовано вчера. Это не значит, что у нас такие граждане, которым лишь бы нарушать законы. В докладе надо было, пожалуй, разделить широкое и узкое толкование цензуры. В широком смысле — это любой запрет на информацию, обусловленный какими угодно причинами. Например, маленький ребенок гражданина А. открыл общедоступный журнал, а там, простите, бывшая балерина В. выставляет напоказ всё, всё. Гражданин возмущен и тут же записывается в число тех, кто требует цензуры. Так вот, в части случаев — это всего лишь справедливое требование соблюдать законы, а никакая не цензура (разумеется, если речь не идет о патологических перегибах, впрочем, их уже предостаточно). Цензура же в узком смысле, особенно опасная и — согласно законам — как раз преступная, чаще касается сферы идеологии и политики. Вот этого категорически нельзя.

Но ее тоже начинают приветствовать повсеместно, не видя особой разницы между «широким» и «узким» толкованиями. Для разгоряченных граждан уже нет разницы: требовать, чтобы издания с прелестями бывшей балерины В. упаковали в целлофан, или требовать посадить (выслать и т.д.) политика или публициста за его взгляды. Особой разницы не видят даже чиновники и должностные лица, не смущаясь, что чисто идеологические, цензурные (читай — противозаконные) нормы просачиваются уже в официальные бумаги. Читая буквально вчера одну из таких бумаг, я в этом снова убедился. И тут мы все-таки подходим к литературному конкурсу для молодых авторов, объявленному на днях в Башкирии — государственной структурой и за бюджетный счет, что важно. Маргинальная, узкоспециальная тема? Погодите, не разбегайтесь.

Конкурс — дело хорошее; начинающие всегда нуждаются в поддержке, и не только в виде доброго слова (республика пообещала им и денежные призы). Не сомневаюсь, что поступит немало интересных работ, которые помогут — цитирую положение — выявить и поощрить авторов, отражающих в своем творчестве проблемы молодого поколения в современном обществе; развить творческий потенциал; приобщить молодежь к творческому процессу, нравственным основам и духовному богатству. Далее в положении прописаны механизмы работы жюри: оно будет начислять баллы за оригинальность, художественность и почему-то за юмор (значит ли это, что о «проблемах молодежи в современном обществе» можно писать только с юмором, я не понял). Параграф 9.5 сообщает нам, какие работы будут сняты с конкурса. Четыре пункта, три из которых хоть как-то обусловлены законами: в корзину отправится плагиат (нарушение авторских прав) и тексты, содержащие экстремизм и ненормативную лексику (последнее, в отличие от экстремизма, не преступно, но раз конкурс молодежный — ладно, не «18+» же ставить, в самом деле). А еще один пункт звучит так: «Отклоняются произведения, несущие по своей сути негативный взгляд на будущее Башкортостана и России».

Добрые намерения организаторов конкурса понятны. Но, извините, я не знаю такого закона, который запрещал бы пессимистический взгляд на будущее (в том числе со стороны горячих патриотов, искренне желающих добра республике и стране). Я помню только, что «социального оптимизма» требовали от писателей съезды, провозглашающие соцреализм, а те, кто не хотел писать о светлом завтра, обвинялись в «духе пессимизма и упадничества», «тоске и разочаровании в жизни». Это цитаты из известного постановления ЦК ВКП(б) от 1946 года, заклеймившего Ахматову и Зощенко, в котором чеканно сказано: «Поэзия, не желающая идти в ногу со своим народом, наносит вред делу воспитания нашей молодежи и не может быть терпима в советской литературе». Несколько странно видеть примерно ту же самую мысль в документе 2015 года, и это чистая идеология и, извините, та самая «цензура в узком смысле».

Я не буду сейчас говорить о том, что «пессимизм и упадничество» не выбьешь из творчества юных литераторов никаким кнутом, потому что это возрастная особенность тех, кто пишет в 15 – 20 лет, и жюри еще удивится, какой вал корявых стихов об одиночестве и суициде на них обрушится (боюсь, не хватит никакой корзины). Я не буду повторять прописных истин, что тот, кого всерьез волнуют «проблемы молодежи в современном обществе», предпочтет говорить горькую правду, а пряничные (да с юморком) сочинения скорее выдадут авторы равнодушные и прагматичные...

Года два назад я пришел в Союз писателей Башкирии на юбилейный вечер поэта Д. Пришел минут на десять раньше и, раскланявшись со старшим поколением, курившим у входа, сел в пустом зале. Из коридора чуть позже я услышал разговор того самого «старшего поколения», спровоцированный, возможно, как раз моим появлением на горизонте. Суть сводилась к тому, что вот это наше (уфимское) молодое поколение писателей — ужасно, ужасно. В числе прочего прозвучала дивная формула, знанием которой я горжусь и часто ее теперь цитирую (я и не подозревал, что поэт Д. способен на такую четкость фразы). «Они гадят как взрослые, а хотят, чтобы им все сходило с рук, как детям». Но сейчас не об этом, а о другом тезисе: все их пороки, мол, от того, что это первое поколение писателей, выросшее без цензуры.

Нам — а я примерно представляю, о ком еще там шла речь, — конечно, польстили: мы, может быть, второе. Но теперь мысль другая: как бы не оказаться последним.

В рубрике «Колонка» публикуются тексты, которые выражают личное мнение публициста - автора колонки, не всегда совпадающее с официальной позицией редакции «Общественной электронной газеты», ИА «Башинформ», каких-либо органов государственной власти.

Назад в раздел Печать
Если вы заметили ошибку в статье, сообщите об этом в редакцию, выделив мышью слово с ошибкой и нажав Ctrl+Enter. Ваша помощь в улучшении материалов для нас неоценима!
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
Голосов: 8, Баллов: 39




Мне нравится1
oleg oler
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Это точно.
Мне нравится1
Лаис Разетдинов
Мысли, слова, действия человека элементарно вписываются в русла: разрушающие, созидающие, нейтральные (конечно, все с разными нюансами и оттенками). Воспитанный, культурный, зрелый человек будет стремиться к созиданию, ему не нужна никакая цензура, цензура у него в голове. Понимаю, у нас хватает вандалов как физических, так и политико-идеологических. Для них есть Закон. Бывает, говорят, закон строг, но он Закон! Интересная аналогия проскочила в голове: когда бухгалтер говорит "нет!", он защищает руководителя. Когда появляется подобие цензуры, оно защищает кого-то от закона, того самого - строгого!
Мне нравится0
oleg13-us
Есть масса программ родительского контроля за интернетом. Если родители хотят, то могуут с помощью их обезопасить свое чадо.
Мне нравится1
Рим Мустафин
К вопросу о цензуре.  Нужна не бюрократическая власть цензуры, а критика произведений литературы. В России велика власть слова, что есть плохо. Народ решает эту проблему просто пользуясь матом. А власть в тупике, ну какие литературные критики из тех же Сталина, Жданова и Суслова, вот они и вводят цензуру. А против слова надо выставить другое слово . И ничего больше.
Мне нравится0
Дина Алиева
Башкирская журналистика и литература остановилась на уровне примерно 1975 года) Есть отдельные талантливые ребята, тот же  Савельев или Плотникова, но на то они и есть исключения, чтобы подтверждать правило) Если забрать финансирование у таких бесполезных изданий-объединений-районок , как все "Истоки-Китапы-Районки , то была бы возможность делать независимые литературные фестивали) Главное, чтобы их не курировало государство и союзы писателей-журналистов, где до сих всем заправляет шакировско-рахимовская гвардия)))
Мне нравится0
Рим Мустафин
Литература всегда была и будет делом вкуса.Это эстетическое искусство. Кому нравится, тот и читает. Я например, считаю, что поэт Анна Ахматова заслуживала Нобелевскую премию по литературе больше,  чем поэты Борис Пастернак или Иосиф Бродский. А писатель Лев Толстой больше , чем писатель Томас Манн, который получил Нобелевскую премию даже дважды за романы "Буденброки" и  "Доктор Фаустус ". Писатель должен писать, а не жаловаться на несправедливость, которой в литературе вообще не может быть.
Мне нравится0
Рим Мустафин
Беда русского человека в религиозном отношении к литературе. Надо отделить литературу от религии. Все эти жалобы на несправедливость оставить церкви, а литература должна доставлять эстетическое наслаждение и благодаря этому хорошо продаваться. И все.
Мне нравится0
Любовь Колоколова
О вкусах не спорят? Или всё же можно поспорить?

Вот образец поэзии Марианны Плотниковой, кстати, в открытом доступе:

зачем морозко девицу
целуешь в переносицу
любовь на три не делится
остаток переносится
 
идем вдвоем по улице
за ручку ждем маршрутное
не дай нам боже скурвиться
коль скоро доля трудная
 
и хочется и колется
вдохнуть но больше выдохнуть
дрожит в колготках школьница
что девушка на выданье
 
а нам не надо ряженых
ни лишнего ни третьего
труба пищит разряжена
трещит морозко встреть его...


Это отрывок стихотворения Марианны без мата, с подлинной пунктуацией, вернее - с ее отсутствием.
А с матерными словами я не считаю возможным цитировать.
Хотя, как я уже сказала, в интернете такие ее стихи есть, причем в большом количестве.
Мне нравится0
Дмитрий Рубин
Цитата
Любовь Колоколова пишет:
с подлинной пунктуацией, вернее - с ее отсутствием
Плотникова не первая из замечательных поэтов, которую обвиняют в отсутствии пунктуации. Зато её стихи талантливы , а не вымучены, как ваши котелки-купола...
Мне нравится0
Рим Мустафин
О чем эти стихи ? Что в них такого замечательного ? Если это лучшие стихи, то какие все остальные, можно представить ? И это лучшая поэтесса Башкирии ? Сейчас никто не читает поэзию. Может это и хорошо.
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
Рим Мустафин пишет:
Беда русского человека в религиозном отношении к литературе. Надо отделить литературу от религии. Все эти жалобы на несправедливость оставить церкви, а литература должна доставлять эстетическое наслаждение и благодаря этому хорошо продаваться. И все.
Беда нерусского человека - в том, что он любит указывать русскому, что делать и как думать.

Теперь по сути.

Никакого религиозного отношения к литературе у нас нет. Литература НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА, кроме самого минимума - соблюдать элементарные нормы приличия.

Для литературы нормально поднимать вселенские проблемы, находить неожиданные, обнажать скрытые. Это будет мало кому интересно, кроме умных, и потому может даже вообще не продаваться (а распространяться через Сеть).
Для литературы нормально также быть ширпотребом и благодаря этому хорошо продаваться. Как Донцова, к примеру. Но говорить, что вся литература должна вести себя, как Донцова - извините.
Мне нравится0
Ярослав Бенин
Цитата
И тут мы все-таки подходим к литературному конкурсу для молодых авторов, объявленному на днях в Башкирии — государственной структурой и за бюджетный счет, что важно.
Кто платит, тот и заказывает музыку. Sad but true.

Поэтому устроители конкурса могут выставлять любые ограничения, которые им вздумаются. Хоть называть Путина - Великим и Солнцеподобным.


Со своей стороны, мы, читатели, можем высказать своё "фи" и этому конкурсу, и его участникам, и лауреатам.
"А, ну да, ВОТ ЭТИ, ПРИКОРМЛЕННЫЕ чиновниками и чекистами, ну что ж они могут путёвого-то написать".
Мне нравится0
Ярослав Бенин
К чему это я? Я против цензуры, но называть цензурой условия, которые выставляет покупатель (чиновники от литературы, организаторы конкурса) продавцам (писателям-участникам) - это слишком громко.

Цензура - это когда человек сам по себе что-то написал, в интернете, ну или без участия государства что-то издал на бумаге - а государство лезет и запрещает. Вот это цензура, да, такое у нас тоже есть, и с этим надо бороться. Бороться не получится - так хоть не воспринимать, как норму.
Мне нравится0
Радик Янахметов
Всех, кто пытается уничтожить права человека на информацию, свободу слова и защиту от посягательств чиновничества, - к ответственности в соответствии с законом. В противном случае, квазипатриоты  вернут страну во времена средневекового мракобесия

Авторизуйтесь или войдите через любой соц. сервис для комментирования и оценки материалов: