Все новости
Общество
3 Декабря 2020, 17:53

Врач из Башкирии всю жизнь искал отца-солдата и узнал о его судьбе в 87 лет

3 декабря — День неизвестного солдата. К этой дате публикуем материал, разрывающий сердце.

Мемориал в Котлубани. Фото предоставлено автором.
Мемориал в Котлубани. Фото предоставлено автором.
Об Амире Габдрахмановиче Шамаеве часто рассказывали газеты, радио, ТВ. Доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, многолетний руководитель кардиоцентра, председатель комиссии кумысоделия и кумысолечения, автор 15 книг. Я же узнала его с другой стороны. Как сына и младшего брата.
Он позвонил мне несколько лет назад, поделившись болью: «Мне уже 87, успею ли найти без вести пропавшего отца? Знаю только, что он погиб под Сталинградом. Я должен съездить к нему...»

12 лет было Амиру, когда началась война.
«Мать тогда сказала, что отца на фронт не возьмут - у него семеро детей и бронь комбайнера, а старшего брата Камиля призовут.
Но 9 февраля 1942 года повестка отцу всё-таки пришла. Через два дня родился восьмой ребенок. А следующим утром мы провожали 45-летнего отца на фронт.

Я написал об этом в книге. Тогда-то я и понял выражение: «разрывается сердце». От невыносимой боли. Слова застревали в горле плотным комком. Очень хотелось разреветься, прижаться к тулупу, обхватить отца и не пускать ни в какие дали.
Он прощался с каждым из нас. Сначала наклонился к старшему сыну Камилю (скоро и он уйдет на фронт и не вернется — авт.), прижал его к сердцу.

Потом так же попрощался с Кабиром. Очень крепко обнял меня.
Дошел черед и до младших - каждого он поднимал и заключал в сильные мужские объятия. Последней была трехлетняя Муслима.
Отец, подавляя рыдания, принялся целовать и гладить по голове малышку. А потом, схватив её в охапку, забежал в дом. Там лежала еще не отошедшая от вчерашних тяжелых родов мама с нашим крошечным братиком. До сих пор помню, как шагнул отец за калитку.
Скоро мы, дети, семеро братьев и сестер, написали письмо на войну: «Возвращайся, атай, ты нам очень-очень нужен».
Очень ждали ответа. И в сентябре письмо пришло. Но не от отца, от земляка: «Габдрахман-абый погиб 25 августа 1942 года при обороне Сталинграда». Через год пришла похоронка на 19-летнего брата Камиля: «Погиб в октябре 1943 года при освобождении Киева». Помня, что Камиль мечтал стать врачом, я решил исполнить его мечту. Много лет спустя я побывал с женой на братской могиле под Киевом, где похоронен Камиль. А к отцу было некуда ехать, он оставался без вести пропавшим.
Я обращался во многие официальные органы, но никто не смог мне ответить, где же похоронен отец, - с болью говорил Амир Габдрахманович. - Дважды приезжал я с сыном на места сталинградских боев, искал имя отца на памятниках. Нам некуда было положить землю родного края, и мы развеяли ее на Мамаевом кургане».
С волнением выслушав сына бойца, я приступила к поискам. И глубокой ночью нашла донесение. «Шамаев Абдурахман Салахиевич,1896 г.р., красноармеец 298 стрелковой дивизии, убит 25.08.1942. Первичное место захоронения: Сталинградская обл., Городищенский р-н, п. Котлубань». Волнение охватывает меня: в Котлубани воевал и мой отец — командиром бронеплощадки бронепоезда!
Ночью же отправляю обращение в село Котлубань, руководителю поискового отряда «Орлята», учителю истории С. А. Мисан.
«Уважаемая Светлана Анатольевна!
Сын красноармейца Шамаева всю жизнь искал отца, дважды ездил в Волгоград. Ему 87, и он сказал, если только я найду его отца, то соберется с силами и поедет к нему.
Мною установлено, что боец из Башкирии А.С.Шамаев погиб на ст. Котлубань и захоронен в БМ (братской могиле), за которой ухаживает ваша школа».
Ответ пришел сразу, под утро.
С.М. «Здравствуйте, Римма Нуриевна! Штаб 298-й стрелковой дивизии, где служил Шамаев, размещался у нас в поселке Котлубань, он погиб здесь, и его фамилию внесут в список захороненных в нашей братской могиле, над которой шефствуют мои «орлята». Здесь лежат 2808 защитников Сталинградской земли. И у 333-х бойцов нет имен. К нам приезжало много ветеранов дивизии из Башкирии. Посылаю фото братской могилы. Будем подавать документы в военкомат об увековечении А.С. Шамаева.

Вообще, у нас на Городищенской земле в каждом поселке братские могилы: Котлубань, Паньшино, Самофаловка, Грачи, Кузмичи, Городище, Россошки (есть немецкое кладбище (более 10 тыс) и советских солдат)».
Р.Б. «Только что Амир Габдрахманович с волнением узнал, что найден его отец! Рассказала ему, что Вы готовите внесение имени его отца на памятник. Передает вам огромную сыновью благодарность! Хочет ехать к отцу».
С.М. «Получен ответ из облвоенкомата и райвоенкомата. Фамилию А.С.Шамаева внесли в список захороненных в братской могиле п. Котлубань Городищенского района Волгоградской области. Я просила военкомат рассмотреть дела бойцов, погибших вместе с Шамаевым, и вы видите, что все 22 человека увековечили в нашей братской могиле. Весной внесут имена на памятник. (Так что благодаря Шамаеву из Башкирии, имена погибших с ним красноармейцев тоже внесены на увековечение — авт.)
Приезжайте к нам 9 Мая! Встретим, организуем ночлег. Мои «орлята» передают Амиру Габдрахмановичу - сыну бойца, защитившего нашу Сталинградскую землю, горячий привет и желают здоровья и долгих лет жизни!»
***
Я всегда волнуюсь, когда сообщаю уже прожившему большую жизнь человеку, что его отец, которого он столько лет искал, найден. И сейчас в трубке стояла тишина, целую минуту, и я не прерывала ее. И он повторил: «Я должен ехать к отцу».
Спасибо учителю Светлане Мисан и её «орлятам» за то, что ещё 23 красноармейца - чьи-то отцы, деды вышли из небытия.

Ребят впечатлили вера и надежда старого доктора из Башкирии, всю жизнь искавшего и нашедшего отца. Они решили послать эту историю на конкурс в Волгоградский университет и попросили в письме профессора: расскажите, каким был Ваш отец.
Амир Габдрахманович снова и снова перебирал семейные фотографии, волновался: его личные переживания детства не ушли в небытие, а стали интересны совсем молодым людям.
К сожалению, Амир Габдрахманович не смог исполнить свою мечту — поехать к отцу. Полтора месяца не дожил до 9 мая. Однако успел узнать - его отец не пропал без вести, он герой, в составе своей 298-й дивизии вставший на пути армии фельдмаршала Паулюса. И знал: родственники приедут в Котлубань к обелиску с надписью «Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины». Решением Военного комиссара Волгоградской области А. Летунова имя А.С. Шамаева внесено в именные списки Государственного мемориального музея «Сталинградская битва».

Автор:Буранбаева Римма
Читайте нас: