Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

Подпрограмма «Создание эффективной системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами»

Обсуждение долгосрочной целевой программы «Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2013 - 2018 годы»

Тема: Общественное обсуждение
Описание: Обсуждение долгосрочной целевой программы «Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2013 - 2018 годы»
Страницы: 1 2 3 4 След.
Подпрограмма «Создание эффективной системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами»
 
10. Подпрограмма «Создание эффективной системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами»


Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Республики Башкортостан является обеспечение эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами, дальнейшего развития процесса регулирования земельных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- создание условий обеспечения государственных гарантий защиты прав собственности на землю;
- повышение эффективности использования земельных ресурсов Республики Башкортостан;
- создание условий для осуществления эффективного управления
и распоряжения земельными ресурсами республики;
- реализация принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости;
- обеспечение потребности населения республики в продовольствии
и жилищном строительстве;
- формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Основным гарантом защиты права собственности на землю является государственная регистрация такого права. Разграничение государственной собственности на землю проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В рамках настоящей Подпрограммы планируется продолжить выполнение работ
по разграничению земель и регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, в том числе на земельные участки:
- под прудами и обводненными карьерами, находящиеся
на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов
в границах Республики Башкортостан;
- расположенные в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отнесенные к территориальной зоне рекреационного назначения, занятые городскими лесами;
- занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящимися
к государственной собственности Республики Башкортостан.
Кроме того, необходимо организовать и обеспечить эффективное использование и охрану земель республики. В этой связи планируется выполнение работ по обновлению планово-картографических материалов, а также материалов почвенного и геоботанического обследования. За годы земельной реформы все эти материалы утратили свою информативную ценность. Реализация Подпрограммы в данном направлении предполагает выполнение следующих видов работ:
инвентаризацию неразграниченных земель, неиспользуемых
в сельскохозяйственном производстве, земель запаса, находящихся
в собственности Республики Башкортостан и неразграниченных земель
в городском округе г. Уфа;
установление границ территориальных зон с особыми условиями использования территории;
описание местоположения и утверждение границ населенных пунктов с постановкой их на государственный кадастровый учет;
формирование земельных участков под многоквартирными домами
и постановка их на кадастровый учет;
почвенное и геоботаническое обследование земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом итогов проведенных работ по бесплатному однократному предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предстоит организовать на местах выполнение работ по выявлению земельных долей тех граждан, которые
не зарегистрировали свое право на эти доли в Управлении Росреестра
по Республике Башкортостан в течение трех лет. Такие земельные участки согласно нормам Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут быть признаны невостребованными. Органы местного самоуправления вправе в судебном порядке оформить права муниципальной собственности на такие невостребованные земельные доли.
В рамках реализации настоящей Подпрограммы планируется оказание методической помощи органам местного самоуправления
по изъятию таких земельных участков для последующего вовлечения
их в хозяйственный оборот с целью получения доходов.
Одной из задач в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами является повышение эффективности использования земельных ресурсов. Согласно действующему законодательству Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы
за использование земли являются земельный налог (до введения в действие единого налога на недвижимость) и арендная плата. Определение размера указанных платежей осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Наличие сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков:
позволяет планировать бюджетные поступления в виде арендной платы за землю и земельного налога;
способствует созданию механизмов, обеспечивающих проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, вовлечению земли
в хозяйственно-экономический оборот, повышению эффективности управления земельными ресурсами и увеличению доходной части бюджета.
Согласно требованиям законодательства на территории Республики Башкортостан в 2011 году проведена кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов городских округов городов Уфа, Салават, Стерлитамак.
По результатам кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения отмечено увеличение кадастровой стоимости в среднем по республике на 52 %.
В отношении земель населенных пунктов в городских округах городах Уфа, Стерлитамак и Салават кадастровая оценка проводилась
в соответствии с новой методикой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2007 года. С учетом применения утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан результатов кадастровой оценки указанных земель
при расчете земельных платежей произошло значительное снижению
их размеров в отношении некоторых земельных участков, что повлияло
на общий объем поступлений в начале 2012 года.
В целях недопущения снижения арендных платежей министерством инициировано принятие постановления Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года № 100, предусматривающего внесение изменений в действующую методику расчета арендных платежей, основанную на расчете арендных ставок с учетом:
- кадастровой стоимости земель;
- вида разрешенного использования земельного участка;
- а также вида экономической деятельности арендатора (присвоенного Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД).
Данные ставки, введенные в действие с 1 апреля 2012 года, позволили более точно определить размер арендной платы, исключить коррупциогенный фактор при ее установлении, увеличить общий объем поступлений арендных плптежей.
Принимая во внимание установленную федеральным законодательством пятилетнюю периодичность проведения работ
по актуализации кадастровой стоимости земель и предыдущие сроки
ее осуществления (2006 – 2009 годы), в 2012 году предстоит завершение очередного этапа работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов. В рамках настоящей Программы предполагается выполнение соответствующих работ в отношении земель ряда категорий и обновление данных их кадастровой стоимости.
По состоянию на 1 января 2012 года в республике действуют
108342 договора аренды земельных участков, из них:
646 – на земельные участки, находящиеся в собственности Республики Башкортостан;
34300 – на неразграниченные земли в границах городских округов;
72698 – на земельные участки в границах поселений;
698 – на земельные участки, отнесенные к собственности муниципальных образований.
Анализ показателей доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан от использования земельных участков выявил:
- увеличение неналоговых поступлений в виде арендной платы
за земельные участки в 2011 году по сравнению с 2010 годом
на 618 млн. рублей (с 3521 млн. рублей до 4139 млн. рублей), несмотря
на активизацию работ по выкупу занимаемых земельных участков
и предоставлению земель под жилищное строительство;
- увеличение налоговых поступлений в виде земельного налога
в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 34 млн рублей
(с 1122 млн.рублей до 1156 млн. рублей).
При этом:
- общая арендная доходность земельных участков в Республике Башкортостан составила в 2011 году 0,16 рублей за один кв. м, в 2010 году этот показатель составлял 0,12 рублей за один кв.м.;
- общая налоговая доходность земельных участков в Республике Башкортостан по итогам 2010 и 2011 годов составила 0,05 рублей за 1 кв.м.
В 2011 году произошел большой отток земельных участков
в результате их продажи. В рамках действующего законодательства прогнозируется активизация данного процесса до 1 июля 2012 года.
В этот же срок завершается период переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
на право аренды земельных участков либо приобретения таких земельных участков в собственность. Кроме того, религиозным организациям предоставлена возможность переоформления в срок до 1 июля 2012 года, по их желанию, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования.
В целях обеспечения получения дополнительных доходов в виде налоговых сборов предстоит осуществить мероприятия по постановке
на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. В соответствии со ст.389 Налогового кодекса РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения.
Так, например, общая площадь земельных участков
под многоквартирными домами с учетом прилегающих территорий
в городском округе город Уфа составляет более 1000 га.
При применении ставки земельного налога в размере 0,06 % от кадастровой стоимости земельного участка дополнительный доход консолидированного бюджета Республики Башкортостан от указанных земель составит
более 69 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений в сфере управления земельными ресурсами является обеспечение социальных гарантий граждан на улучшение жилищных условий путем приобретения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Механизм предоставления таких участков определен Законом Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». Этим же законом установлены категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки
для индивидуального жилищного строительства, в том числе граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида.
В рамках реализации предоставленных гарантий в отношении граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида, в 2011 году разработан порядок предоставления
и расходования межбюджетных трансфертов на проведение кадастровых работ по межеванию земельных участков, в целях их предоставления вышеуказанным категориям граждан.
Необходимо отметить, что площадь имеющихся земель, на которых возможно жилищное строительство в селах, районных центрах и городах республики, не позволяет реализовать в полной мере федеральную
и республиканскую целевые программы по жилищному строительству.
Выходом из создавшейся ситуации является расширение границ населенных пунктов в рамках норм действующего законодательства.
Процедура расширения черты населенных пунктов регламентирована законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому расширение черты населенного пункта возможно, если земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В результате возникает необходимость финансирования работ
по изготовлению межевых планов кадастровыми инженерами.
С учетом изложенного, в целях обеспечения прав граждан
на улучшение жилищных условий, планируется рассмотреть возможность выделения из бюджета Республики Башкортостан администрациям муниципальных районов средств для проведения кадастровых работ по межеванию земельных участков, в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида.
Решение вопросов в сфере повышения эффективности управления земельными ресурсами, обеспечения информационного наполнения реестров государственного имущества Республики Башкортостан
и земельных участков, находящихся в собственности республики, а также государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости предусматривает проведение соответствующих мероприятий по сопровождению автоматизированных систем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальных органов, а также их дальнейшее развитие, в том числе:
- оснащение современной компьютерной техникой и программным обеспечением;
- создание единой информационной базы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальных органов;
- обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Оснащение современными компьютерами, периферийным
и коммуникационным оборудованием, а также лицензионным программным обеспечением, обновление их в соответствии с новыми задачами позволяет вывести управление недвижимостью и земельными ресурсами на качественно новый уровень, повысить оперативность принятия управленческих решений и эффективность использования земельных ресурсов и иной недвижимости.
Актуальность выполнения указанных работ повышается в связи
с реализацией принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, предстоящим переходом
на единый налог на недвижимость.
Предусмотренные Подпрограммой мероприятия в сфере управления
и распоряжения земельными ресурсами позволят реализовать полноценные договорные отношения с землепользователями, предоставят возможность защитить интересы республики и муниципальных образований в вопросах распоряжения земельными ресурсами, осуществлять регистрацию прав собственности на землю, повысить доходность земельных участков и эффективность их использования.
Реализация основного объема мероприятий Подпрограммы предусматривает привлечение специализированных подрядных организаций, которые определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2012 год является завершающим этапом реализации республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» на 2003-2012 годы. В результате, на всей территории республики создана система государственного кадастра недвижимости. Кроме того выполнены мероприятия в целях формирования единого координатного пространства на территории республики, по созданию цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости в виде цифровых ортофотопланов масштаба 1:10000 на всю территорию республики и масштаба 1:2000 на земли населенных пунктов в 49 муниципальных районах республики, создана опорно-межевая сеть.
За период 2003-2012 г.*/г. в рамках Программы по заказу Минземимущества РБ за счет бюджета РБ и РФ выполнены работы по кадастровой оценке и ее дальнейшей актуализации земель всех категорий на территории Республики Башкортостан.
Указанные мероприятия являются начальным этапом формирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан, то есть фундаментом для дальнейшего развития и совершенствования инфраструктуры пространственных данных на территории Республики Башкортостан, в том числе для разработки новых (недостающих на сегодняшний момент) массивов пространственных данных.
 
В проекте закона сказано: "С учетом итогов проведенных работ по бесплатному однократному предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предстоит организовать на местах выполнение работ по выявлению земельных долей тех граждан, которые
не зарегистрировали свое право на эти доли в Управлении Росреестра
по Республике Башкортостан в течение трех лет. Такие земельные участки согласно нормам Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут быть признаны невостребованными. Органы местного самоуправления вправе в судебном порядке оформить права муниципальной собственности на такие невостребованные земельные доли."
Мне кажется, что часть этих земель используется гражданами испокон веков (бывшие деревни вокруг Уфы), но ввиду изменяемости законов и присоединения бывших деревеньк Уфе, не всем дали право собственности на весь их участок (были участки до 40 соток), а часть дали лишь в аренду. Позже всё это благополучно забылось, но де факто граждане по прежнему пользуются этими землями (огороды, дворы, надворные постройки...), поэтому надо в первую очередь им предложить узаконить свои участки в полном объёме, в границах существующей изгороди, а потом уже думать об изъятии неиспользуемых земель. Может кто-то всерьёз возьмётся за развитие приусадебного личного хозяйства, а кто-то добровольно откажется от неиспользуемого излишка.
А просто законом признать какие-то участки невостребованными, что-то на раскулачивание смахивает.
 
А как на счет родовых поместий? Ни кто в законах у нас о них не упоминает.
 
Уважаемый, Радик. Хотелось бы возразить Вам про раскулачивание. Сейчас в деревнях происходит вакханалия с землей. А точнее земля просто стала источником наживы. Мы строим дом в д. Федоровка Калининского р-на г. Уфы. На наших глазах люди, которые никогда не работали, вдруг стали обладателями 3-4 участками земли по 15 соток, оформив их задним числом по амнистии, как будто они испокон веков сажали там картошку. Теперь успешно продают эти участки. В итоге нажились чиновники и отдельные люди. А что получил город? Ничего. Я считаю, что каждый человек должен приватизировать бесплатно участок земли один раз в жизни. А остальные манипуляции с землей должны перейти к государству.
 
Радик Мухаррямов ошибается в комментариях о невостребованных землях . Нельзя путать категории земель находящиеся в бессрочном пользовании под ЛПХ и земли сельзозназначения выделенные по паям. В муниципальное ведение можно вернуть земли не востребованные т.е.не зарегистрированные в ФРС паевые земли. ( закон №435).
 
Во многих странах львиную часть доходов государства , бюджета городов и муниципалитетов составляют налоги и арендная плата на землю. А у нас ,арендная плата за земли сельхозназначения составляют ,на 2012год, для сельскохозяйственного производства-36руб.80коп.за гектар( Пост.Првительства РБ №535 от 30.12.2011г.)-это курам на смех. Как могут муниципалитеты развиваться при таких ценах на аренду пашни.
 
Татьяне Р. Я не о тех, кто скупает земли. Таких сейчас много, например, сады скупают по дешёвке. Это бы надо как-то на усмотрение правоохранительных органов, но дело в том, что закона они не нарушают вроде. Только из-за них добросовестные люди не могут получить землю в достаточном количестве.
Я о тех личных огородах, что были у сельчан с незапамятных времён, затем их урезали до 15 соток, а остальное дали как бы в аренду. Теперь можно бы вроде и приватизировать, но все ли знают об этом, и не чинят ли им препятствия?
 
Фанису Хамматову. Тут есть один небольшой нюанс. Сколько получают дохода заграничные фермеры и сколько получают наши крестьяне. В своё время Советская власть их эксплуатировала, паспортов не выдавая, теперь вновь на нищенское существование. Короче , этот вопрос сложный и спорный
 
Фанису Хамматову. Возможно я путаю законы, просто это тоже вопрос интересный
 
Республика и муниципалитеты, а так же собственники земель до сих пор не получают деньги от аренды с ПОСТАВЩИКОВ (электроэнергии, связи, тепла, газа, нефти, продуктопроводов воды и т.д.), являющимися коммерческими. Данные инженерные сети имеют свои охранные зоны, на которых землевладелец не имеет право строить, или использовать данные территории по своему назначению. Мало того, жильцы домов, сельские хозяйства, будут платить за них ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Срочно требуется кадастрирование данных земель и соответственно, разработана система взимания платы за землю в зависимости от категории земель.
Страницы: 1 2 3 4 След.