Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОЕКТА ЗАКОНА

Обсуждение проекта Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан"

Тема: Общественное обсуждение
Описание: Комитет Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству выносит на общественное обсуждение проект Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан", принятый в первом чтении.
Страницы: 1
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОЕКТА ЗАКОНА
 
Проект вносится Комитетом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству (первое чтение).
Закон
Республики Башкортостан


Об обеспечении защиты прав граждан на
предоставление жилищных и коммунальных услуг
в Республике Башкортостан



Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав граждан в сфере управления многоквартирными домами, содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – жилищные услуги), предоставление коммунальных услуг, в том числе путем осуществления регионального государственного жилищного надзора и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок на территории Республики Башкортостан.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона под управляющими организациями понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан
Правовое регулирование в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.


Статья 4. Полномочия Правительства Республики Башкортостан в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан
К полномочиям Правительства Республики Башкортостан в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан относятся:
1) утверждение республиканских адресных программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих оказание государственной поддержки управляющим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг, в том числе условия предоставления таких субсидий, в соответствии с законодательством;
3) организация правового просвещения и оказания юридической помощи гражданам в Республике Башкортостан в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг;
4) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.

Статья 5. Основные направления деятельности республиканских органов исполнительной власти по обеспечению защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан
Деятельность республиканских органов исполнительной власти по обеспечению защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан направлена на:
1) соблюдение прав граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;
2) соблюдение порядка расчета расходов на осуществление деятельности управляющей организации и целевое использование денежных средств, собранных с населения в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
3) своевременное выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с нормативно-техническими и проектными документами;
4) выполнение стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами;
5) соблюдение порядка отбора (привлечения) управляющей организацией подрядных организаций для обслуживания и выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием бюджетных средств и средств населения, а также средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
6) соблюдение порядка формирования платы граждан за жилое помещение по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (формирование платы граждан за содержание, текущую эксплуатацию, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);
7) соблюдение порядка формирования платы граждан за коммунальные услуги;
8) наличие и соблюдение условий договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией;
9) наличие и соблюдение (выполнение) договорных обязательств ресурсоснабжающими организациями на поставку энергоресурсов управляющей организации и гражданам (при непосредственной форме управления домом), на предоставление коммунальных услуг потребителям и гражданам по договорам с управляющей организацией;
10) соблюдение стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами;
11) использование и сохранность жилищного фонда независимо от его формы собственности, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и соблюдение правил пользования жилыми помещениями и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
12) соответствие многоквартирных домов, жилых помещений и технического состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе инженерного оборудования, внутридомового газового оборудования, установленным требованиям технологических и технических стандартов и соблюдение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
13) соответствие качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг, соблюдение правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведение) и наличия в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
14) соблюдение индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним в среднем по муниципальным образованиям в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Республики Башкортостан, в случае их установления;
15) установление по муниципальным образованиям в соответствии с законодательством предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
16) установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
17) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек;
18) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;
19) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
20) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
21) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями осуществляющими водоснабжение, водоотведение и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
22) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 6. Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

1. В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
4) определяют порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования;
5) участвуют в управлении многоквартирными домами путем направления представителей на общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в котором находится в муниципальной собственности;
6) осуществляют иные меры в пределах своей компетенции.
2. Органы местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, организуют проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок в порядке, установленном федеральным законодательством. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
3. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг (лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг) с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг.

Статья 7. Обеспечение соблюдения прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Башкортостан управляющими организациями

1. Управляющие организации при осуществлении своей деятельности в соответствии с законодательством обеспечивают:
1) законность деятельности по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
2) соблюдение прав потребителей жилищных и коммунальных услуг;
3) создание эффективного взаимодействия с потребителями жилищных и коммунальных услуг;
4) равный доступ к услугам для всех потребителей жилищных и коммунальных услуг;
5) обоснованность начисления (расчета) размера платы за оказание жилищных и коммунальных услуг;
6) соблюдение стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами и стандарта раскрытия информации;
7) публичность конкурсных процедур;
8) исполнение договора управления многоквартирным домом и решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, принятых в пределах компетенции, в том числе по вопросам использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
2. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, установленных федеральным законодательством и решением данного общего собрания.
Данные условия могут предусматривать в том числе обязательство управляющей организации при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями обеспечивать гарантии защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, в том числе в случае нарушения договоров со стороны ресурсоснабжающих организаций.

Статья 8. Государственная (муниципальная) поддержка управляющих организаций
1. Под государственной (муниципальной) поддержкой управляющих организаций понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Республики Башкортостан и (или) органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения правовых и экономических условий, гарантий и стимулов деятельности управляющих организаций.
2. Порядок финансирования расходов по оказанию государственной (муниципальной) поддержки управляющим организациям устанавливается соответственно Правительством Республики Башкортостан или органом местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан и (или) местным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Органы местного самоуправления вправе принимать меры по поддержке управляющих организаций в пределах собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан).

Статья 9. Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами
1. Управляющие организации в соответствии с федеральным законодательством вправе создавать саморегулируемые организации в сфере управления многоквартирными домами, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности для осуществления взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с потребителями предоставляемых ими жилищных и коммунальных услуг, исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления.
2. Саморегулируемые организации в сфере управления многоквартирными домами могут разрабатывать и утверждать стандарты обслуживания многоквартирных домов, иные стандарты организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
3. Исполнительные органы государственной власти Республики Башкортостан в пределах своих полномочий содействуют развитию саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.

Статья 10. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.


Президент
Республики Башкортостан Р. Хамитов
 
Совет дома - два уровня сокращения затрат ЖКХ

Обслуживание жилищного фонда и взаимоотношение собственников жилья и управляющих компаний установление тарифов на услуги является острыми проблемами возникающими перед обществом. Многочисленные нарушения и нецелевое использование взимаемых средств, одностороннее изменение тарифов, часто не обоснованное повышение стоимость услуг, говорят о значительных пробелах и прорехах в порядке взаимоотношений собственников жилья и управляющих компаний.

Следует учитывать слова Адама Смита, что «многие хотят жать там, где не сеяли», это относится во многом и к управляющим компаниям, практически подмявшим под себя правления товариществ собственников жилья (совет дома), как лица обремененные властью, имеющие определенную структуру, а так же имеющие стабильные и значительные денежные поступления.
Два уровня сокращения затрат во многом могут навести правовой порядок в указанной сфере.
1. сокращение затрат на уровне ТСЖ (домового комитета);
2. сокращение затрат на уровне собственника жилья.

Сокращение стоимости тарифов может обеспечить структура ТСЖ (домового комитета) способная противостоять ценовому давлению со стороны управленческой компании и в случае нарушений со стороны управленческой компании имеющая возможность сменить управляющую компанию на другую.. Сейчас выборы правления проходят формально, часто собственники не знают о действиях председателя ТСЖ (домового комитета), какие решения он предпринимает, каким образом влияет на ценовые и тарифные решения управленческой компании. Как правило это формальная фигура, ставленник УК.
Предлагаю следующую структуру выборов и организации ТСЖ (домового комитета). При организации правления ТСЖ (домового комитета), основные выборы происходят по избранию Главного по подъезду, в случае иной планировки дома Главного по этажу. Выборы происходят открытым голосованием, путем обхода кандидатом квартир и сбором подписей собственников жилья, достигших 18 лет, согласно списку жильцов. Документ оформляется в виде Доверенности. Доверенность может быть представлена при защите прав собственников жилья в судебных органах, в органах исполнительной сласти и другим компетентным службам, где также подтверждает полномочия Главного по подъезду (этажу). Главные по подъезду (этажу) собирают подписи для своего избрания самостоятельно, и становятся доверенным лицом собственников жилья. Выборы считаются легитимными в случае наличия двух кандидатов, и наличия более половины подписей собственников жилья. Объявить голосование по выбору Главных по подъезду (этажу) может инициативная группа собственников жилья, Главный по подъезду (этажу), Председатель ТСЖ (домового комитета), органы муниципальной власти, голосование проходит раз в год. На следующем этапе Главные по подъезду (этажу) для оперативного управления домом, контролем за деятельностью управляющей компании, тайным голосованием избирают Правление ТСЖ (домового комитета) и Председателя ТСЖ (домового комитета Также Главные по подъезду (этажу) при избрании Председателя правления дома могут провести предварительное голосование кандидатур между жильцами подъезда (этажа) и проголосовать на выборах, согласно решению жильцов, таким образом, реализовав волеизъявление граждан. Граждане не согласные с общим решением жителей подъезда (этажа) могут проголосовать лично, обеспечив дополнительные голоса кандидату в Председатели ТСЖ (домового комитета). Избрание кандидатов на должность Председателя ТСЖ (домового комитета) необходимо проводить из лиц выбранных собственниками жилья Главными по подъезду (этажу). В данном случае получаем устойчивую структуру, где интересы собственников жилья по подъезду (этажу), и их коллективный интерес, отражает Главный по подъезду (этажу), Правление и Председатель ТСЖ (домового комитета). Система обеспечивает соблюдение интересов всего жилого дома и полный контроль за домом, а также решает все хозяйственные вопросы.. Правление, возможно сделать в количестве 5 человек, при слишком большой численности теряется оперативность, при маленькой численности теряется коллегиальность решений, что может привести к нарушениям. Председателю для стимулирования деятельности считаю необходимо назначить зарплату, так как это достаточно трудное занятие, коллективное получение более низкой стоимости услуг затраты времени и труда не окупают. Сумма выплаты определяется собранием Главных по подъезду (этажу) и оформляется Протоколом. Зарплату должна платить управляющая компания из средств представленных собственниками жилья. Управляющая компания на основании Протокола заключает гражданско-правовой договор на год с Председателем ТСЖ (ДомКома) по которому выплачивается данная сумма, Договор может называться «О проведении ревизии Управляющей Компании дома», что соответствует деятельности Председателя ТСЖ (ДомКома). Самые ответственные решения, в том числе выборы управляющей компании, необходимо утверждать на собрании Главных по подъезду (этажу). Акты выполненных работ в подъезде (этаже) для контроля подписывают Главный по подъезду (этажу) и два собственника жилья для обеспечения качества работ и общественного контроля. Ремонт общедомовой, крыша, коммуникации, площадки около дома, стоянки, игровые зоны, зоны отдыха, принимаются Председателем ТСЖ (домового комитета) и двумя Главными по подъезду (этажу). Данное разграничение обеспечит сферы ответственности и качество оказываемых услуг
Здесь возникают условия сокращения затрат в следствии контроля за тарифами и выполняемыми работами, возможностью выбора управляющей компании, а так же способностью отстаивать коллективные интересы.
Существуют многочисленные нарушения в области долевого строительства многоквартирных домов.
При строительстве дома по долевому финансированию необходимо создавать Наблюдательный совет по принципу ТСЖ (домового комитета). Дольщики выбирают подъезд и приобретаемую квартиру по строительному проекту. Главного по подъезду дольщики выбирают открытым голосованием на основании составленного списка жильцов, на собрании выбранных Главных по подъезду избирается Наблюдательный совет дома и Председатель совета, председателю назначается зарплата, которую платят застройщики из средств лиц приобретающих жилье.. Данный совет будет контролировать сохранность и целевое использование внесенных денежных средств при строительстве многоквартирного жилого дома.
Наблюдательный совет может быть создан и при расселении аварийного дома для отстаивания интересов переселяемых жильцов, выбывающие члены совета могут быть переизбраны собранием главных по подъезду без лишних издержек и дополнительных затрат. Единый способ организации ТСЖ (домового комитета) и Наблюдательного совета обеспечит непрерывный и контроль, а также соблюдение законодательства и личных прав собственников жилья. Все эти меры сократят и устранят большую часть нарушений существующих в области жилищьно – коммунальных хозяйств.
Сокращение затрат на услуги ЖКХ на уровне собственников жилья обеспечит установление счетчиков на газ, воду и электроэнергию, применение энергосберегающих электролампочек, приборов, экономия ресурсов. Утепление, окон дверей установление приборов регулирующих тепло. Применение батарей с большей отдачей тепла.
Данные два уровня сокращения затрат являются взаимодополняющими и без контроля за деятельностью управляющей компании со стороны правления ТСЖ (домового комитета) личная экономия собственников жилья является малоэффективной.

Автор: Жуков Константин, г. Белебей
 
Управляющие организации, это кто имеется ввиду?Управляющие компании дома? управляют домом Совет дома , Ук обслуживают дом оказывают услуги, тут надо разделить кто кем управляет, а то "хвост будет управлять собакой" Саморегулируемые организации в сфере обслуживания многоквартирных домов, а не управления, и какие функции надо указать контрольные видимо имеется ввиду, или они с жильцами бороться будут?
 
В статью 6 добавить...органы местного самоуправления могут выступить инициаторами по организации и избранию совета дома в случае, отсутствия инициативы со стороны жильцов дома и нарушениях при избрании совета дома.
Страницы: 1