I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.
Концепция разработана в соответствии с резолюцией Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений», прошедшей в городском округе город Уфа Республики Башкортостан 2-3 декабря 2010 года.
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции недра, леса и другие принадлежащие Республике Башкортостан природные ресурсы, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела:
в первом разделе рассматриваются цели, задачи и механизмы управления государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными ресурсами, объектами государственного нежилого фонда, государственными унитарными и казенными предприятиями, государственными учреждениями, государственными долями (акциями) хозяйственных обществ;
во втором разделе рассматриваются вопросы государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.
II. Управление земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан
2.1. Земельные ресурсы
2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений и управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан
По данным государственного учета земель земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14 294,7 тыс. га, из них:
земли сельскохозяйственного назначения - 7 696,3 тыс. га (53,8%);
земли населенных пунктов - 619,5 тыс. га (4,3%);
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения - 109,1 тыс. га (0,8%);
земли особо охраняемых территорий и объектов - 386,2 тыс. га (2,7%);
земли лесного фонда - 5 384,2 тыс. га (37,7%);
земли водного фонда - 77,9 тыс. га (0,5%);
земли запаса - 21,5 тыс. га (0,2%).
Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещательного и иного специального назначения наблюдается обратная динамика, площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.
Правовой статус земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, энергетики и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами действующего законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1 %.
В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность, составляющих около 95 % всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), не достаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающим различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.
В Республике Башкортостан из 11 837,6 тыс. га земель государственной собственности в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5 684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан – на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности – на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6 086,4 тыс. га.
Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году, с целью упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю, в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.
В соответствии с федеральным законодательством для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности Республики Башкортостан необходимо предоставить указанные земельные участки государственным учреждениям, государственным унитарным предприятиям либо иным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Башкортостан.
Надлежащее предоставление осуществлено, но в связи с отсутствием финансирования на выполнение мероприятий по лесоустройству и обслуживанию данных участков, работы по регистрации прав собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, приостановлены.
В соответствии с земельным законодательством в республике постановлениями администраций муниципальных районов 350 145 гражданам предоставлено в общую собственность 2 277,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 июня 2011 года право собственности зарегистрировали в установленном порядке 277 127 человек (79,1 %) на общую площадь 1 778,6 тыс. га.
Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.
По состоянию на 1 июля 2011 года количество невостребованных земельных долей составляет 29 283, их общая площадь – 196 745 га. В то же время органами местного самоуправления работа по регистрации в судебном порядке права муниципальной собственности на них не проводится.
Правоприменительная практика по использованию земельных ресурсов в настоящее время формируется рядом министерств и ведомств, которые используют возможности правового регулирования для достижения поставленных перед ними целей. Зачастую результаты их деятельности не согласуются с задачами рационального использования и охраны земель всех категорий пользования.
При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, должен быть признан одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.
При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление государственного земельного надзора на территории своих субъектов и невозможностью уполномоченных (федеральных) государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для разбазаривания земель, незаконного изменения их вида разрешенного использования, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут. Институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.
Сумма поступлений от аренды земли в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года (3 298 475 тыс. рублей) в 2,7 раза больше суммы поступлений от аренды земли в Республике Татарстан (1 225 552 тыс. рублей), в 3,3 раза больше поступлений от аренды земли в Оренбургской области (991 284 тыс. рублей) и в 1,9 раза больше аналогичного показателя в Челябинской области (1 746 443 тыс. рублей). Показатель суммы земельного налога, поступившей в Республике Башкортостан (1 058 618 тыс. рублей) значительно отстает от показателей сравниваемых субъектов: в 3,5 раза от показателя Республики Татарстан (3 810 819 тыс. рублей), в 1,3 раза – от Оренбургской области (1 375 702 тыс. рублей и в 3 раза от показателя Челябинской области (3 276 880 тыс. рублей).
Вышеприведенный анализ свидетельствует о том, что в республике низок процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и следствием этого является недостаточная развитость рынка земли.
С другой стороны, учитывая, что максимальные размеры ставок земельного налога определены Налоговым кодексом Российской Федерации, еще одной причиной низкого показателя поступлений земельного налога могут являться низкая кадастровая стоимость земель и несвоевременная актуализация показателей кадастровой стоимости.
Как уже было отмечено, правовое регулирование использования земельных ресурсов в настоящее время осуществляется рядом ведомств и министерств и каждое ведомство стремится создать свой банк данных, не связанный с другими смежными системами, и сохранить тем самым свою значимость. Однако дублирование и параллельное ведение множества аналогичных баз данных в системе управления, в конечном счете, ведёт к низкой эффективности системы управления земельными ресурсами в целом.
2.1.2. Цели и задачи управления земельными ресурсами
Целями и задачами управления земельными ресурсами являются:
совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;
повышение эффективности использования земельных ресурсов;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения.
разграничение государственной собственности на землю;
создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленность, лесное хозяйство, отдых, туризм и т.д.);
обеспечение потребности населения в жилищном строительстве;
2.1.3. Механизм реализации поставленных задач в сфере управления земельными ресурсами Республики Башкортостан
Достижение п
оставленных целей и решение задач предполагается путем:
совершенствования нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;
совершенствования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
финансирования землеустроительных и кадастровых работ;
создания единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных в виде электронных топографических карт и электронных планов на территорию Республики Башкортостан;
государственной регистрации права собственности на сельские леса;
регистрации права собственности дольщиками на земельные доли;
регистрации права собственности муниципальными образованиями на невостребованные земельные доли;
совершенствования системы государственной и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;
научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель, геоинформационных систем;
организации и проведения мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;
проведения почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий;
оперативного обеспечения земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;
оказания органам местного самоуправления методической и консультативной помощи по вопросам наделения граждан земельными долями и сделкам с ними;
совершенствования процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей, инвалидам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальной защите;
формирования достоверной налогооблагаемой базы и ставок платежей за землю с учётом характеристик и местоположения земельных участков;
совершенствования условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учётом инвестиций в приоритетные отрасли и проекты;
осуществления мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;
систематического проведения государственного земельного надзора за состоянием и использованием земель.
2.2. Нежилой фонд Республики Башкортостан
2.2.1. Оценка состояния нежилого фонда принадлежащего Республике Башкортостан
По состоянию на 1 июля 2011 года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан учтено государственное имущество остаточной стоимостью 74 233 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 47 625 млн. рублей, общей площадью 11 992 тыс. кв.м. Закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями имущество остаточной стоимостью 60 872 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 37 282 млн. рублей общей площадью 10 159 тыс. кв.м. Передано в пользование на праве аренды 347 тыс. кв.м. по 1548 договорам.
В целях организации учета республиканского имущества установлен порядок ведения Реестра имущества Республики Башкортостан, создана информационная система, проведена инвентаризация имущества.
Вместе с тем существуют проблемы в вопросах управления объектами нежилого фонда, связанные с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, отсутствием в ряде случаев регистрации права Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты нежилого фонда и земельные участки под ними, что затрудняет распоряжение данным видом имущества.
Все это влечет за собой неполное использование потенциальных источников пополнения бюджета, недостаточную эффективность использования имущественного комплекса республики.
Острой проблемой остается вопрос размещения органов государственной власти. Особую значимость данная проблема приобретает в свете некоторых положений федерального законодательства, предусматривающих передачу объектов недвижимости, используемых федеральными органами власти, в собственность Российской Федерации.
Развитие рынка недвижимости в Республике Башкортостан сопровождается сокращением площадей объектов недвижимости, находящихся в собственности Республики Башкортостан, вовлечением в экономический оборот различных категорий недвижимого имущества, увеличением количества новых собственников и предпринимательских структур.
2.2.2. Цели и задачи управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан
Совершенствование системы управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан должно быть направлено на достижение следующих целей:
повышение эффективности управления государственным имуществом;
повышение доходности объектов нежилого фонда Республики Башкортостан;
стимулирование за счет объектов нежилого фонда Республики Башкортостан развития реального сектора экономики;
проведение единой долгосрочной политики в сфере управления имущественным комплексом республики.
2.2.3. Механизмы реализации задач управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан
Для реализации указанных задач необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
обеспечение поступлений дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества:
строительство объектов государственной собственности;
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
приобретение государством объектов недвижимости с учетом экономической целесообразности принятия таких решений;
проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества. Реализация поэтапного перехода к инновационным методам распоряжения госимуществом (проведение электронных торгов на право заключения договоров);
проведение мониторинга рынка недвижимости для определения и корректировки платы за пользование государственным имуществом;
осуществление мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, и вовлечению объектов государственного нежилого фонда в инвестиционный процесс, а также создание условий для привлечения инвестиций при реализации социально значимых инвестиционных и инновационных проектов Республики Башкортостан, направленных на конкурентоспособность и обеспечение экономического роста Республики Башкортостан;
создание резервного фонда государственных объектов недвижимости для реализации инвестиционных проектов;
оказание поддержки субъектам среднего и малого бизнеса (предпринимательства) путем обеспечения максимально простого и удобного доступа к объектам нежилого фонда;
выявление имущества, используемого государственными унитарными предприятиями и учреждениями не по целевому назначению, и вовлечение его в хозяйственный оборот;
проведение пообъектного анализа с целью определения наиболее эффективной формы управления государственным имуществом;
осуществление мероприятий, направленных на оформление прав пользования земельными участками, расположенными под объектами нежилого фонда, переданными в пользование, а также обеспечить в дальнейшем распоряжение объектами нежилого фонда с одновременным закреплением права пользования земельными участками.
2.3. Государственные унитарные предприятия и учреждения
2.3.1. Оценка состояния управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
По состоянию на 1 июля 2011 года Республика Башкортостан является собственником 271 предприятия, в том числе 221 государственного унитарного (из них действующих 175, в процедурах банкротства – 35, в стадии ликвидации – 11) и 50 казенных. Совокупная балансовая стоимость активов государственных унитарных предприятий составляет 45,1 млрд. рублей.
Количество государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан является избыточным. Количество государственных унитарных предприятий составляет: в Татарстане – 25, Самарской области – 24, Чувашии – 23.
Деятельность государственных унитарных предприятий не является эффективной, требует значительных расходов республиканского бюджета для оказания государственной финансовой помощи. Результаты деятельности государственных унитарных предприятий по итогам 2010 года следующие: являются рентабельными (получили чистую прибыль) 139 предприятий (61 %), не рентабельными (убыточными) – 37 предприятий (16 %). Консолидированный финансовый результат выражается убытками в размере 64,6 млн. рублей.
По состоянию на 1 июля 2011 года в Республике Башкортостан насчитывается 869 государственных учреждений, в том числе 63 автономных учреждения.
Анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что определенная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).
Республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, в полном объеме не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений.
Учитывая наличие фактов нецелевого использования выделенного учреждениям имущества и то, что Республика Башкортостан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений, в настоящее время разработаны и находятся в стадии согласования правовые акты, формирующие систему контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» осуществляются мероприятия по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, направленные на снижение темпов роста расходов бюджетов всех уровней на их содержание, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования.
Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, по истечении которого все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на три типа: автономные, бюджетные и казенные.
2.3.2. Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления:
обеспечение стратегических интересов государства, экономической безопасности, производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, решения социальных задач;
повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
оптимизация количества и состава государственных унитарных и казенных предприятий, государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений;
увеличение поступлений в республиканский бюджет Республики Башкортостан доходов от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;
снижение расходов республиканского бюджета на содержание государственных учреждений.
2.3.3. Механизмы реализации поставленных задач в сфере управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями предполагает построение системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей их эффективную деятельность в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом.
Принимаются решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Республики Башкортостан, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Для выбора оптимального количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
После проведения оценки деятельности всех государственных унитарных предприятий в случае принятия решений о несоответствии деятельности государственных унитарных предприятий определенным задачам осуществляется:
преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реформирование государственных унитарных предприятий;
передача государственных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
ликвидация государственных унитарных предприятий и учреждений.
Система управления предполагает:
а) уточнение состава стратегических государственных унитарных и казенных предприятий, обеспечивающих стратегические интересы государства, экономическую безопасность региона, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;
б) определение состава и количества государственных унитарных предприятий, обеспечивающих производство продукции (выполнение работ, оказания услуг) для государственных нужд и решение социальных задач;
в) усиление контроля за качеством подготовки и последующим исполнением государственными унитарными предприятиями бизнес-планов с переходом на 3-летний период планирования;
г) совершенствование нормативно-правовой регламентации деятельности государственных учреждений;
д) определение отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан основных экономических и качественных показателей работы государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
е) создание системы экономического мониторинга и ужесточения контроля за деятельностью государственных учреждений;
ж) создание единой информационной системы, содержащей сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;
з) расширение мер ответственности руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе дополнение условий трудового договора с руководителями унитарных предприятий мерами ответственности за финансово-экономическое состояние и результат хозяйственной деятельности предприятия, исполнение параметров утвержденного бизнес-плана;
и) формирование кадрового резерва руководителей государственных предприятий и учреждений с учетом осуществляемых ими видов деятельности.
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.
Концепция разработана в соответствии с резолюцией Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений», прошедшей в городском округе город Уфа Республики Башкортостан 2-3 декабря 2010 года.
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции недра, леса и другие принадлежащие Республике Башкортостан природные ресурсы, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела:
в первом разделе рассматриваются цели, задачи и механизмы управления государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными ресурсами, объектами государственного нежилого фонда, государственными унитарными и казенными предприятиями, государственными учреждениями, государственными долями (акциями) хозяйственных обществ;
во втором разделе рассматриваются вопросы государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.
II. Управление земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан
2.1. Земельные ресурсы
2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений и управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан
По данным государственного учета земель земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14 294,7 тыс. га, из них:
земли сельскохозяйственного назначения - 7 696,3 тыс. га (53,8%);
земли населенных пунктов - 619,5 тыс. га (4,3%);
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения - 109,1 тыс. га (0,8%);
земли особо охраняемых территорий и объектов - 386,2 тыс. га (2,7%);
земли лесного фонда - 5 384,2 тыс. га (37,7%);
земли водного фонда - 77,9 тыс. га (0,5%);
земли запаса - 21,5 тыс. га (0,2%).
Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещательного и иного специального назначения наблюдается обратная динамика, площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.
Правовой статус земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, энергетики и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами действующего законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1 %.
В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность, составляющих около 95 % всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), не достаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающим различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.
В Республике Башкортостан из 11 837,6 тыс. га земель государственной собственности в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5 684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан – на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности – на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6 086,4 тыс. га.
Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году, с целью упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю, в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.
В соответствии с федеральным законодательством для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности Республики Башкортостан необходимо предоставить указанные земельные участки государственным учреждениям, государственным унитарным предприятиям либо иным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Башкортостан.
Надлежащее предоставление осуществлено, но в связи с отсутствием финансирования на выполнение мероприятий по лесоустройству и обслуживанию данных участков, работы по регистрации прав собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, приостановлены.
В соответствии с земельным законодательством в республике постановлениями администраций муниципальных районов 350 145 гражданам предоставлено в общую собственность 2 277,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 июня 2011 года право собственности зарегистрировали в установленном порядке 277 127 человек (79,1 %) на общую площадь 1 778,6 тыс. га.
Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.
По состоянию на 1 июля 2011 года количество невостребованных земельных долей составляет 29 283, их общая площадь – 196 745 га. В то же время органами местного самоуправления работа по регистрации в судебном порядке права муниципальной собственности на них не проводится.
Правоприменительная практика по использованию земельных ресурсов в настоящее время формируется рядом министерств и ведомств, которые используют возможности правового регулирования для достижения поставленных перед ними целей. Зачастую результаты их деятельности не согласуются с задачами рационального использования и охраны земель всех категорий пользования.
При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, должен быть признан одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.
При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление государственного земельного надзора на территории своих субъектов и невозможностью уполномоченных (федеральных) государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для разбазаривания земель, незаконного изменения их вида разрешенного использования, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут. Институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.
Сумма поступлений от аренды земли в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года (3 298 475 тыс. рублей) в 2,7 раза больше суммы поступлений от аренды земли в Республике Татарстан (1 225 552 тыс. рублей), в 3,3 раза больше поступлений от аренды земли в Оренбургской области (991 284 тыс. рублей) и в 1,9 раза больше аналогичного показателя в Челябинской области (1 746 443 тыс. рублей). Показатель суммы земельного налога, поступившей в Республике Башкортостан (1 058 618 тыс. рублей) значительно отстает от показателей сравниваемых субъектов: в 3,5 раза от показателя Республики Татарстан (3 810 819 тыс. рублей), в 1,3 раза – от Оренбургской области (1 375 702 тыс. рублей и в 3 раза от показателя Челябинской области (3 276 880 тыс. рублей).
Вышеприведенный анализ свидетельствует о том, что в республике низок процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и следствием этого является недостаточная развитость рынка земли.
С другой стороны, учитывая, что максимальные размеры ставок земельного налога определены Налоговым кодексом Российской Федерации, еще одной причиной низкого показателя поступлений земельного налога могут являться низкая кадастровая стоимость земель и несвоевременная актуализация показателей кадастровой стоимости.
Как уже было отмечено, правовое регулирование использования земельных ресурсов в настоящее время осуществляется рядом ведомств и министерств и каждое ведомство стремится создать свой банк данных, не связанный с другими смежными системами, и сохранить тем самым свою значимость. Однако дублирование и параллельное ведение множества аналогичных баз данных в системе управления, в конечном счете, ведёт к низкой эффективности системы управления земельными ресурсами в целом.
2.1.2. Цели и задачи управления земельными ресурсами
Целями и задачами управления земельными ресурсами являются:
совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;
повышение эффективности использования земельных ресурсов;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения.
разграничение государственной собственности на землю;
создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленность, лесное хозяйство, отдых, туризм и т.д.);
обеспечение потребности населения в жилищном строительстве;
2.1.3. Механизм реализации поставленных задач в сфере управления земельными ресурсами Республики Башкортостан
Достижение п
оставленных целей и решение задач предполагается путем:
совершенствования нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;
совершенствования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
финансирования землеустроительных и кадастровых работ;
создания единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных в виде электронных топографических карт и электронных планов на территорию Республики Башкортостан;
государственной регистрации права собственности на сельские леса;
регистрации права собственности дольщиками на земельные доли;
регистрации права собственности муниципальными образованиями на невостребованные земельные доли;
совершенствования системы государственной и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;
научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель, геоинформационных систем;
организации и проведения мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;
проведения почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий;
оперативного обеспечения земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;
оказания органам местного самоуправления методической и консультативной помощи по вопросам наделения граждан земельными долями и сделкам с ними;
совершенствования процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей, инвалидам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальной защите;
формирования достоверной налогооблагаемой базы и ставок платежей за землю с учётом характеристик и местоположения земельных участков;
совершенствования условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учётом инвестиций в приоритетные отрасли и проекты;
осуществления мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;
систематического проведения государственного земельного надзора за состоянием и использованием земель.
2.2. Нежилой фонд Республики Башкортостан
2.2.1. Оценка состояния нежилого фонда принадлежащего Республике Башкортостан
По состоянию на 1 июля 2011 года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан учтено государственное имущество остаточной стоимостью 74 233 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 47 625 млн. рублей, общей площадью 11 992 тыс. кв.м. Закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями имущество остаточной стоимостью 60 872 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 37 282 млн. рублей общей площадью 10 159 тыс. кв.м. Передано в пользование на праве аренды 347 тыс. кв.м. по 1548 договорам.
В целях организации учета республиканского имущества установлен порядок ведения Реестра имущества Республики Башкортостан, создана информационная система, проведена инвентаризация имущества.
Вместе с тем существуют проблемы в вопросах управления объектами нежилого фонда, связанные с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, отсутствием в ряде случаев регистрации права Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты нежилого фонда и земельные участки под ними, что затрудняет распоряжение данным видом имущества.
Все это влечет за собой неполное использование потенциальных источников пополнения бюджета, недостаточную эффективность использования имущественного комплекса республики.
Острой проблемой остается вопрос размещения органов государственной власти. Особую значимость данная проблема приобретает в свете некоторых положений федерального законодательства, предусматривающих передачу объектов недвижимости, используемых федеральными органами власти, в собственность Российской Федерации.
Развитие рынка недвижимости в Республике Башкортостан сопровождается сокращением площадей объектов недвижимости, находящихся в собственности Республики Башкортостан, вовлечением в экономический оборот различных категорий недвижимого имущества, увеличением количества новых собственников и предпринимательских структур.
2.2.2. Цели и задачи управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан
Совершенствование системы управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан должно быть направлено на достижение следующих целей:
повышение эффективности управления государственным имуществом;
повышение доходности объектов нежилого фонда Республики Башкортостан;
стимулирование за счет объектов нежилого фонда Республики Башкортостан развития реального сектора экономики;
проведение единой долгосрочной политики в сфере управления имущественным комплексом республики.
2.2.3. Механизмы реализации задач управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан
Для реализации указанных задач необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
обеспечение поступлений дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества:
строительство объектов государственной собственности;
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
приобретение государством объектов недвижимости с учетом экономической целесообразности принятия таких решений;
проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества. Реализация поэтапного перехода к инновационным методам распоряжения госимуществом (проведение электронных торгов на право заключения договоров);
проведение мониторинга рынка недвижимости для определения и корректировки платы за пользование государственным имуществом;
осуществление мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, и вовлечению объектов государственного нежилого фонда в инвестиционный процесс, а также создание условий для привлечения инвестиций при реализации социально значимых инвестиционных и инновационных проектов Республики Башкортостан, направленных на конкурентоспособность и обеспечение экономического роста Республики Башкортостан;
создание резервного фонда государственных объектов недвижимости для реализации инвестиционных проектов;
оказание поддержки субъектам среднего и малого бизнеса (предпринимательства) путем обеспечения максимально простого и удобного доступа к объектам нежилого фонда;
выявление имущества, используемого государственными унитарными предприятиями и учреждениями не по целевому назначению, и вовлечение его в хозяйственный оборот;
проведение пообъектного анализа с целью определения наиболее эффективной формы управления государственным имуществом;
осуществление мероприятий, направленных на оформление прав пользования земельными участками, расположенными под объектами нежилого фонда, переданными в пользование, а также обеспечить в дальнейшем распоряжение объектами нежилого фонда с одновременным закреплением права пользования земельными участками.
2.3. Государственные унитарные предприятия и учреждения
2.3.1. Оценка состояния управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
По состоянию на 1 июля 2011 года Республика Башкортостан является собственником 271 предприятия, в том числе 221 государственного унитарного (из них действующих 175, в процедурах банкротства – 35, в стадии ликвидации – 11) и 50 казенных. Совокупная балансовая стоимость активов государственных унитарных предприятий составляет 45,1 млрд. рублей.
Количество государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан является избыточным. Количество государственных унитарных предприятий составляет: в Татарстане – 25, Самарской области – 24, Чувашии – 23.
Деятельность государственных унитарных предприятий не является эффективной, требует значительных расходов республиканского бюджета для оказания государственной финансовой помощи. Результаты деятельности государственных унитарных предприятий по итогам 2010 года следующие: являются рентабельными (получили чистую прибыль) 139 предприятий (61 %), не рентабельными (убыточными) – 37 предприятий (16 %). Консолидированный финансовый результат выражается убытками в размере 64,6 млн. рублей.
По состоянию на 1 июля 2011 года в Республике Башкортостан насчитывается 869 государственных учреждений, в том числе 63 автономных учреждения.
Анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что определенная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).
Республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, в полном объеме не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений.
Учитывая наличие фактов нецелевого использования выделенного учреждениям имущества и то, что Республика Башкортостан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений, в настоящее время разработаны и находятся в стадии согласования правовые акты, формирующие систему контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» осуществляются мероприятия по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, направленные на снижение темпов роста расходов бюджетов всех уровней на их содержание, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования.
Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, по истечении которого все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на три типа: автономные, бюджетные и казенные.
2.3.2. Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления:
обеспечение стратегических интересов государства, экономической безопасности, производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, решения социальных задач;
повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
оптимизация количества и состава государственных унитарных и казенных предприятий, государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений;
увеличение поступлений в республиканский бюджет Республики Башкортостан доходов от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;
снижение расходов республиканского бюджета на содержание государственных учреждений.
2.3.3. Механизмы реализации поставленных задач в сфере управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями предполагает построение системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей их эффективную деятельность в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом.
Принимаются решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Республики Башкортостан, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Для выбора оптимального количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
После проведения оценки деятельности всех государственных унитарных предприятий в случае принятия решений о несоответствии деятельности государственных унитарных предприятий определенным задачам осуществляется:
преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реформирование государственных унитарных предприятий;
передача государственных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
ликвидация государственных унитарных предприятий и учреждений.
Система управления предполагает:
а) уточнение состава стратегических государственных унитарных и казенных предприятий, обеспечивающих стратегические интересы государства, экономическую безопасность региона, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;
б) определение состава и количества государственных унитарных предприятий, обеспечивающих производство продукции (выполнение работ, оказания услуг) для государственных нужд и решение социальных задач;
в) усиление контроля за качеством подготовки и последующим исполнением государственными унитарными предприятиями бизнес-планов с переходом на 3-летний период планирования;
г) совершенствование нормативно-правовой регламентации деятельности государственных учреждений;
д) определение отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан основных экономических и качественных показателей работы государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
е) создание системы экономического мониторинга и ужесточения контроля за деятельностью государственных учреждений;
ж) создание единой информационной системы, содержащей сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;
з) расширение мер ответственности руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе дополнение условий трудового договора с руководителями унитарных предприятий мерами ответственности за финансово-экономическое состояние и результат хозяйственной деятельности предприятия, исполнение параметров утвержденного бизнес-плана;
и) формирование кадрового резерва руководителей государственных предприятий и учреждений с учетом осуществляемых ими видов деятельности.