Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА

Анализ действующего Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 г. №391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"

Тема: Общественное обсуждение
Описание: Предлагается к обсуждению действующий Закон Республики Башкортостан от 12.12.2006 г. №391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан".

Обсуждение ведётся постатейно.
Если Ваш комментарий не касается конкретной статьи Закона, то крайне желательно его разместить в теме "ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА".

В тексте Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 г. №391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" есть ссылки на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". С текстом 59-ФЗ можно ознакомиться здесь: http://base.garant.ru/12146661/
Страницы: 1
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА
 
ЗАКОН
Республики Башкортостан

Об обращениях граждан в Республике Башкортостан

(в ред. Закона РБ от 21.06.2010 № 275-з)

Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 30 ноября 2006 года.

Настоящий Закон направлен на обеспечение государственных гарантий защиты права граждан Российской Федерации на обращение, его соблюдение государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, должностными лицами и устанавливает гарантии граждан на обращения, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статья 1. Гарантии права граждан на обращение

1. В Республике Башкортостан гарантируется право граждан Российской Федерации (далее - граждане) на обращение.
Положения настоящего Закона распространяются на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и должностным лицам.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к использованию или неиспользованию права на обращение либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
4. Запрещаются любые формы ограничения права граждан на обращение в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
5. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан в сфере обращений граждан

1. Законодательство Республики Башкортостан в сфере обращений граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами регулирует отношения, связанные с защитой права граждан на обращение, гарантии права граждан на обращение и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Башкортостан, направленных на обеспечение защиты и гарантий права граждан на обращение.
2. Положения настоящего Закона распространяются на все обращения граждан, кроме обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и федеральными законами, за исключением Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются основные термины, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Статья 4. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом Республики Башкортостан, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 5. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 6. Письменное обращение

1. Гражданин в своем письменном обращении указывает либо наименование государственного органа Республики Башкортостан или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись (в том числе электронную цифровую подпись - в случае направления обращения по информационным системам общего пользования) и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, поступившее в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или должностному лицу из средств массовой информации, подлежит рассмотрению в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.
4. Обращение, поступившее в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.
5. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
6. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или должностному лицу.
7. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа Республики Башкортостан, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
8. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
9. Государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с Федеральным законом может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
10. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
11. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 10 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 7. Гарантии рассмотрения обращения

1. Обращение, поступившее в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
2. Порядок принятия обращения к рассмотрению, рассмотрения обращения, порядок рассмотрения отдельных обращений, сроки рассмотрения обращения устанавливаются Федеральным законом.
3. Ответ на коллективное обращение направляется по почтовому адресу первого подписавшего его лица, если в самом обращении не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
4. Безотлагательному (не позднее двух дней со дня регистрации обращения в государственном органе Республики Башкортостан, органе местного самоуправления или должностным лицом) рассмотрению подлежат обращения, содержащие сведения о возможности наступления аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций.
В случаях, если в обращении содержатся сведения о невозможности исполнения законного требования по истечении времени, установленного Федеральным законом для рассмотрения обращений, срок рассмотрения обращения подлежит сокращению до дня, предшествующего дню наступления указанных обстоятельств.
(часть четвертая в ред. Закона РБ от 21.06.2010 № 275-з)
5. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом, переадресация, направление в иные органы и должностным лицам в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи, а также в случаях, если обращение содержит сведения о возможности совершения преступления, производятся не позднее двух дней со дня регистрации обращения.
(часть пятая доп. Законом РБ от 21.06.2010 № 275-з)

Статья 8. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах Республики Башкортостан, органах местного самоуправления проводится их руководителями, уполномоченными на то лицами. В целях организации приема граждан в государственных органах Республики Башкортостан и органах местного самоуправления могут создаваться специальные структурные подразделения по личному приему граждан.
2. Организация государственным органом Республики Башкортостан, органом местного самоуправления, должностным лицом приема граждан (установление в достаточной степени места, дней и часов приема, количества лиц, уполномоченных на личный прием граждан) осуществляется таким образом, чтобы своевременно и в полной мере реализовать право граждан на обращение.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При совпадении дня приема граждан с нерабочим праздничным днем или с выходным днем, перенесенным при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, личный прием граждан проводится в ближайший рабочий день, не являющийся днем приема граждан.
3. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
4. Правом на первоочередной личный прием обладают:
1) беременные женщины;
2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний;
4) инвалиды I и II групп;
5) родители (лица, их заменяющие) ребенка-инвалида;
6) родители (лица, их заменяющие), явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до 1,5 лет.
В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, то прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием.
5. При первоочередном личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также документ (удостоверение, справку, выписку, иной документ), подтверждающий его право на первоочередной личный прием.
6. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
7. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом.
8. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа Республики Башкортостан, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
9. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 9. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений и за результатами их рассмотрения

1. Государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, контроль за результатами рассмотрения обращений граждан, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
2. Руководители государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, лица, уполномоченные на личный прием граждан, организацию рассмотрения обращений граждан в государственном органе Республики Башкортостан, органе местного самоуправления, должностные лица обязаны систематически не менее одного раза в полугодие, соответственно до 1 февраля и 1 августа, отчитываться об итогах рассмотрения обращений граждан в соответствии с порядком представления отчетов, установленным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления размещают в информационной системе общего пользования (сети Интернет), в средствах массовой информации или обнародуют иным образом анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год соответственно не позднее 1 февраля и 1 августа. Анализ должен содержать информацию о количестве поступивших, переадресованных и рассмотренных письменных обращений, сроках их рассмотрения, о местах, днях и часах приема граждан, о количестве граждан, принятых на личном приеме, об уполномоченных лицах по личному приему граждан, о тематике обращений, о принятых по результатам рассмотрения обращений нормативных правовых актах.
Указанный анализ соответственно не позднее 10 февраля и 10 августа направляется для сведения Уполномоченному по правам человека в Республике Башкортостан.

Статья 10. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Законом положений, направленных на защиту права граждан на обращение, а также дополнительных гарантий права граждан на обращение, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Башкортостан.

Статья 11. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

Порядок возмещения причиненных убытков и взыскания понесенных расходов при рассмотрении обращений устанавливается федеральным законодательством.

Статья 12. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Башкортостан от 7 апреля 1997 года № 85-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1997, № 10 (64), ст. 620);
2) Закон Республики Башкортостан от 23 ноября 1999 года № 29-з «О внесении дополнения в Закон Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2000, № 2 (104), ст. 114);
3) Закон Республики Башкортостан от 25 июля 2001 года № 234-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, № 14 (134), ст. 1020).

Статья 13. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Нормативные правовые акты Республики Башкортостан, правовые акты государственных органов Республики Башкортостан, муниципальные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Акты, указанные в части 1 настоящей статьи, до их приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей Федеральному закону и настоящему Закону.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон, за исключением положений частей 2, 3 статьи 9 настоящего Закона, вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Положения частей 2, 3 статьи 9 вступают в силу с 1 июля 2007 года.


12 декабря 2006 года
№ 391-з
 
Ещё кое-какие мысли:

1. В Законе нужна статья "Требования к ответу на обращение".

2. Для работы с обращениями-предложениями надо выделить отдельный Порядок. Предусмотреть отдельный Реестр предложений в рамках конкретного ОГВ или ОМСУ. Думаю, что работа с предложениями/заявлениями/жалобами должна строиться по-разному. Предлагаю это обсудить!
 
3. Нужен отдельный Порядок работы с повторными обращениями.
 
4. Нужен Порядок работы с многократными обращениями.

5. Нужен Порядок работы с обращениями, не имеющими смыслового содержания.

6. Нужен Порядок работы с обращениями, не поддающимися прочтению.

7. Нужен Порядок работы с обращениями противоправного характера.
 
Поддерживаю все Ваши предложения и хочу добавить следующее:
Пора уходить, на мой взгляд, от общих фраз, а вносить конкретику в каждый пункт любого Закона.
А именно всегда должно быть четко прописано, что будет в случае исполнения или неисполнения чего-либо.
Например: не зарегистрировал обращение - первый раз, взыскание, второй раз увольнение и т.п.
Каждый должен знать меру ответственности, тогда будет меньше разночтений.
 
Цитата
Ильшат Хаматшин пишет:
4. Нужен Порядок работы с многократными обращениями.

5. Нужен Порядок работы с обращениями, не имеющими смыслового содержания.

6. Нужен Порядок работы с обращениями, не поддающимися прочтению.

7. Нужен Порядок работы с обращениями противоправного характера.

Все эти порядки регулируются в положениях, инструкциях или регламентах каждого ведомства по работе с обращениями граждан. Не думаю, что надо плодить новые объемные документы, а то будем заниматься только нормотворчеством, на реульную работы с письмаи времени не будет хватать. У нас скоро положение будет обновлено, и многие из указанных здесь предложений или уже есть, или будут учтены. По 5 и 6-му пунктам точно ничего нового придумывать не надо.
 
В соответствии с Законом РБ "О языках народов РБ" статью 1 ("Гарантии права граждан на обращение") необходимо дополнить пунктом следующего содержания: "Граждане вправе обращаться на государственных языках Республики Башкортостан, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. Ответы даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используются государственные языки Республики Башкортостан".
 
Статью 1 ("Гарантии права граждан на обращение") также необходимо дополнить пунктом следующего содержания: "Государственные органы РБ и органы местного самоуправления обеспечивают техническую возможность обращения граждан в электронной форме на государственных языках РБ"
 
Внесение этих двух пунктов вызвано следующими причинами:
1) имеет место массовое нарушение прав граждан, обращающихся в гос.органы РБ и органы местных самоуправлений на татарском и башкирском языках. Например, такие обращения не рассматриваются или от граждан требуют обращаться на другом языке. Зачастую обращения граждан на татарском и башкирском языках игнорируются, ответы на них не даются или даются со значительными нарушениями сроков. В большинстве случаев ответы если и даются, то не на языке обращения, а на другом языке - хотя возможность использовать язык обращения в подавляющем числе случаев имеется.
Особую озабоченность вызывают отказы гражданам в возможности обратиться на татарском или башкирском языке со стороны гос.органов РБ и органов местного самоуправления, должностных лиц под предлогом незнания языка. Такие правонарушения наиболее часты при обращениях граждан в устной форме.
2) имеет место отсутствие возможности использовать гражданами татарский или башкирский язык для обращения в гос.орган РБ или орган местного самоуправления через их официальные электронные формы. Например, такая проблема существует на официальном сайте Прокуратуры РБ и некоторых других гос.органов - при отправке обращения на татарском или башкирском языке специфические буквы искажаются и текст обращения становится неподдающимся прочтению - т.е. не подлежит рассмотрению. По вине технической службы этого гос.органа РБ или органа местного самоуправления. В то же время, такой проблемы ( с технической возможностью использования татарского и башкирского языков) нет на официальном сайте Курултая РБ, Правительства РБ, других гос.органов. Т.е. эта проблема решаемая.
 
Цитата
tamaza171 пишет:
Все эти порядки регулируются в положениях, инструкциях или регламентах каждого ведомства по работе с обращениями граждан. Не думаю, что надо плодить новые объемные документы, а то будем заниматься только нормотворчеством, на реульную работы с письмаи времени не будет хватать. У нас скоро положение будет обновлено, и многие из указанных здесь предложений или уже есть, или будут учтены. По 5 и 6-му пунктам точно ничего нового придумывать не надо.
М.б. имеет смысл их унифицировать?
Страницы: 1